Иркутский лев простер свои гигантские крылья над Монпелье

29 июля 2016

Далее следует Третий концерт Рахманинова. Денис Мацуев появляется на сцене. Только сев за инструмент, он уносит нас в тревожное путешествие, в сон наяву, прежде всего своим туше, дарящим теплое, глубокое, обволакивающее, опьяняющее и сладострастное звучание… словно он бережно держит нас в своих обьятиях. Подобно скрипке Фрица Крайслера или сочному тембру Давида Ойстраха, рояль Мацуева изыскан по звучанию и сразу же занимает господствующее положение. Он легко добивается ( извлекает) эффекта полифонии, где каждый голос находит свой собственный тембр. Даже в местах, где многие просто играют аккорды. Помимо выдающейся виртуозности я должен отметить и удивительную музыкальность. Как обычно Мацуев играет без без партитуры. Произведение словно льется из его души. Ничто не может отвлечь его от диалога с композитором и контакта с публикой. Воссоздать Музыку, оживить ее и подарить нам - это настоящий вызов. И произведение Рахманинова раскрывается во всем своем богатстве под его могучими и нежными пальцами. В самые чувственные моменты Мацуеву удается замедлить и даже остановить время в своей вселенной так, что публика затаивает дыхание. В мощных пассажах его грандиозность ( величие) полностью раскрывается; это настоящий ураган судьбы. Уносясь свободно на волнах музыки, слушатель может уверовать в то, что живет не напрасно, что все возможно и что надежда еще жива. Радуга поднимается над ним и хочется назвать его “ Мацуев Великолепный”!

Какое то время назад сдержанность принималась за стиль. И даже сегодня большинство наших исполнителей - представители поколения “ табула-раза”, остающиеся в зоне собственного вполне школярского и скучного исполнительства. Они не способны поделиться с нами тем, что доверил им композитор. Чурающиеся всего чрезмерного, они выхолостили все смыслы из исполняемой ими музыки. “ Мило” - это практически все, чем можно их охарактеризовать. В этой обстановке нарастающей скуки многие уже поняли необходимость стряхнуть пыль с концертов классической музыки и сделать ее интересной не только для уходящего поколения, но и для молодых. Для этого необходимы кардинальные перемены: менее “ чванливый” и более легкий визуальный ряд, вдохновленный клипами, видеоблогами, которые так привлекательны для подростков и вполне могут исподтишка приучить их к устаревшей музыке. Мацуеву все эти уловки ни к чему: он создает Искусство, наполненное жизнью. Он всегда накоротке с тем, что исполняет. Живительная энергия, которую он высвобождает, способна наполнить весь зал и нашу вселенную, чахнущую от искусственных ограничений и притязаний. В его случае проблема возникает не тогда, когда он играет, а когда он покидает сцену: звезда уходит с небосклона, оставляя нас во тьме.

Mediapart


« назад