Жизнь в темпе мацуиссимо

25 апреля 2019
Магнитогорский металл
Жизнь в темпе мацуиссимо

Этого ждали целый год: в прошлый свой приезд с очередным джазовым концертом Денис Мацуев пообещал привезти классику - и слово сдержал. Да какую классику! Второй концерт Рахманинова и концерт Мендельсона для скрипки с оркестром ми минор.

Перед пресс-конференцией начальник управления культуры городской администрации Татьяна Данилова взволнована: "Вы вопросы приготовили?" Пресса успокаивает: "Возможно, они и не понадобятся, маэстро обычно сам задаёт тон общению". Так и вышло: вместе с дирижёром концерта Ренатом Жиганшиным, как всегда, стремительно вошёл, пролетел мимо журналистов, обдав лёгким ароматом парфюма, сел за стол, поблагодарил за то, что пришли на пресс-конференцию и концерт.

- Челябинско-магнитогорский фестиваль прочно вошёл в нашу гастрольную карту. Челябинский блок прозвучал мощно, и вот я здесь. Как и обещал, буду играть Рахманинова с объединённым оркестром Магнитогорского театра оперы и балета и консерватории, с маэстро Жиганшиным - моим давним другом, с которым не раз выступали, в том числе в Магнитогорске исполнили "Рапсодию в стиле блюз", - берёт вступительное слово Денис Леонидович. - Сегодня в первой части концерта солирует блестящий юный скрипач, победитель телевизионного конкурса "Синяя птица", стипендиат фонда "Новые имена" Матвей Блюмин. Поиск юных талантов - очень важная часть нашего фестиваля, фонду в этом году 30 лет, благодаря которым мир познакомился с уникальными русскими музыкантами. На днях в зале Чайковского в Москве состоится большой гала-концерт, в рамках которого на сцене встретятся несколько поколений подопечных "Новых имён". Отбор юных дарований в этом году - рекорд, только в Челябинске вручили семь стипендий и путёвок в творческую школу в Суздале, и ребята из Магнитогорска тоже были в их числе.

Окончив вступительное слово, Денис Мацуев предложил задавать вопросы, на которые "…с удовольствием отвечу в темпе мацуиссимо - то есть очень быстро".

- Вашему роману с Челябинском уже тридцать концертов…

- Да, с Магнитогорском роман относительно недавний, но прочный. В Челябинске встретился с исполняющим обязанности губернатора региона Алексеем Текслером,  который подтвердил намерение развивать фестиваль. Магнитогорск замечателен, у меня здесь немало друзей, отсюда родом мой очень близкий помощник Елена Забурдаева, ныне профессор МГИМО, много лет работаем вместе, она стала большим другом. Дирижировать концертом сегодня будет Ренат Жиганшин, тоже мой давний друг, делали с ним балет "Империаль" в Перми, с которым получили "Золотую маску". Нынче Ренат делает большие успехи в оперном театре Нижнего Новгорода. Магнитогорская публика также стала мне близка, рад, что на концерты приходит много молодёжи - о Европе такого не скажешь. В Челябинске появляется большой симфонический оркестр, для меня это радостная новость, если хотите, торжество справедливости. Порадовала репетиция магнитогорского симфонического оркестра, блестяще подготовившегося к сложнейшей программе, а концерт Мендельсона и второй концерт Рахманинова, суперпопулярные в мире и при этом одни из самых сложных в плане оркестрового аккомпанемента. Незаслуженно редко здесь играют концерты с оркестром, хочу развивать это, поскольку Магнитогорск заслуживает симфонической музыки не меньше, чем Челябинск.

- Когда привезёте в Магнитогорск сольную программу?

- Давайте так: в моём репертуаре 47 концертов с оркестром и 24 разных сольных программы - выбирайте, с удовольствием сыграю. Кстати, это хорошая идея для воплощения в следующем году.

- Всем известно, что ваш суперзагруженный график связан, в том числе, с неумением отказывать. Не приходит ли уже пора всё-таки говорить кому-то нет, и от чего в этом случае будете отказываться в первую очередь: от российской провинции, Европы, Америки, Азии?..

- Момент такой наступает давно, но ничего не могу с этим поделать: говорил об этом ещё пять лет назад, а работы с тех пор стало в два раза больше: график плотно расписан на пять лет вперёд. Не могу сказать нет, потому что знаю: меня ждут. Если что-то отменять… Не дай бог, конечно! Буду строить график таким образом, чтобы всё успеть. Сегодня я здесь, завтра у меня концерт в Вене, послезавтра в Париже. От концертов в регионах России не откажусь никогда, для меня это приоритет. Вообще, не имеет значения, где играешь - везде нужно одинаково полностью выкладываться, будь то Карнеги-холл или крохотный районный центр Оренбургской области, где я был несколько дней назад. За один день отыграл три концерта в трёх залах Домов культуры, проехал 850 километров на машине и подарил три рояля - всего за несколько лет было подарено 24 рояля и отыграно 24 концерта. "Рояльное" движение продолжается, в Магнитогорске, если помните, король роялей появился благодаря нашему фестивалю, и я рад, что он звучит, живёт, на нём играют дети. Российская публика для меня самая важная и любимая, она сложная, и, несмотря на то, что мы уже много лет знакомы с ней, каждый раз эту любовь надо подтверждать.

- Обычно по дороге из Челябинска в Магнитогорск вы умудрялись выучить какое-то произведение. Чем похвастаетесь в этот раз?

- (Смеётся). В этот раз ничего не выучил - повторил Рахманинова, которого играю послезавтра в Париже, где прозвучат все концерты Рахманинова в моём исполнении с оркестром де Пари. Концерт проводит фонд Рахманинова, который возглавляю как артистический директор. Так вот давно не играл четвёртый концерт и повторил его по дороге в Магнитогорск. Этот ритм - когда каждый день в разных концах мира у тебя разные программы, и ты постоянно что-то учишь, повторяешь - я это очень люблю. Я живу здесь и сейчас -  в темпе мацуиссимо.

- Правда ли, что благодаря внуку Рахманинова вы бросили курить?

- Да, но я никогда не был заядлым курильщиком - мог выкурить на драйве сигарету после концерта. А у потомков Рахманинова, который курил безбожно, курить не принято. И вот он увидел меня с сигаретой, а он человек своеобразный, с колким юмором… Зашёл - и сразу: "Если вы сейчас же бросите сигарету, я сделаю вам подарок". Я тут же выкинул - всё, не курю. И он подарил мне тогда две партитуры деда, которые нигде прежде не исполнялись и которые, можно сказать, перевернули мою жизнь. Потому что я записал их на рояле Рахманинова в его имении Сенар, познакомился с родными композитора. Кстати, могу проанонсировать событие 2021 года: предложение, которое высказал на совете по культуре при президенте, имело положительную резолюцию, и в 2021 году мы реанимируем конкурс Рахманинова. И это будет конкурс во всех трёх ипостасях великого Рахманинова - пианистов, композиторов и дирижёров. Состязания будут наравне с конкурсом Чайковского, который состоится в июне и на котором ваш покорный слуга будет председателем жюри конкурса пианистов. Это одно из самых сложных для меня событий: с одной стороны, потрясающе, конкурс Чайковского до сих пор впереди планеты всей по тем перспективам, которые открываются победителям и лауреатам, с другой стороны, выбор победителей очень сложен. На моих конкурсах - и "Гранд пиано компетишн", и "Астана пиано фэшн", все знают, проигравших нет - все, кто приезжает, автоматически дают и сольный тур, и с оркестром. На конкурсе Чайковского между турами идёт отсев, и пока у меня нет внутреннего с этим согласия. Моя бы воля - всех пропустил бы в финал и всем дал премию. Спасибо большое!..

Как обычно, закончив на полуслове, он стремительно покинул аудиторию. Первая часть концерта - увертюра к опере Жоржа Бизе "Кармен", в очередной продемонстрировавшая великолепное состояние симфонического оркестра, основную часть которого составляли оркестранты Магнитогорского театра и балета и около трети - студенты консерватории имени М. И. Глинки. Затем на сцену вышел Матвей Блюмин. Уроженец Севастополя, уже четвертый год стипендиат "Новых имён" живёт в Москве в семье своего педагога - преподавателя Московской международной школы скрипичного мастерства. С мастерством самого Матвея магнитогорцы уже знакомы - его привозил Денис Мацуев. 15-летний подросток, он вытянулся, ещё больше похудел и не расстался с пышной кудрявой гривой. Ах, как звучала скрипка в его руках! Главная тема концерта Мендельсона - трепетная, хрупкая - была очень похожа на самого Матвея, пропускающего великую музыку через себя.

Выход на сцену Дениса Мацуева ведущий анонсировал очень эффектно:

- Пианист исполняет громадный репертуар, в котором только 120 бисов. Если говорить о крупной форме, то это 47 концертов для фортепиано с оркестром - без перерыва Денис исполнял бы их весь день и всю ночь.

Сергей Васильевич Рахманинов - любимый композитор Дениса Мацуева. Второй концерт - одно из любимых его произведений. Больше говорить ничего не нужно - согласитесь, глупо рецензировать артиста, которому рукоплескал весь мир. Я просто сидела и слушала любимую музыку в исполнении любимого пианиста. Этого события ждала всю жизнь. Единственное замечание к организаторам: переозвучили рояль, который под мощными ударами Дениса Мацуева полностью перекрывал звучание оркестра. Хотя, может, таковы акустические особенности первого ряда. И замечание публике: наконец, запомните, что аплодисменты между частями концерта - не только моветон, но и варварское разрывание единого музыкального полотна. Овации. На бис - Элегическая песнь П. И. Чайковского, Патетический этюд А.Н. Скрябина и "В пещере горного короля" Эдварда Грига, после которой зал буквально визжал от восторга.

  • В очередной раз получил громадное удовольствие от великой музыки в исполнении Дениса Мацуева, - подводит итог VIII международному фестивалю глава Магнитогорска Сергей Бердников. - Когда вы играли, мне казалось, зал переставал дышать. Магнитогорцы искренне любят высокое искусство, поэтому уверен, мы ещё не раз встретимся с вами.
  • Обязательно, для нас каждая весна - это Челябинск и Магнитогорск, - берёт слово Денис Леонидович. - Рояль, как живое существо, откликающееся на настроение артиста и публики. Для меня он - женского рода, и каждый раз я завожу с ним роман, венцом которого становится химия между мной и залом. Сегодня эта химия была, и это дорогого стоит.

Рита Давлетшина

Магнитогорский металл


« назад