Я – исконный сибиряк...
6 апреля 2019 года в Минске состоится сольный концерт народного артиста России Дениса Мацуева. Один из лучших пианистов современности, чье имя неразрывно связано с русской фортепианной школой, представит белорусской публике новую программу. Во Дворце Республики прозвучат шедевры золотой коллекции фортепиано – произведения Шопена, Бетховена, Рахманинова, Чайковского и других композиторов. Накануне концерта, не смотря на свой напряженный график, музыкант нашел время ответить на вопросы корреспондента БЕЛТА.
– Денис, вы являетесь художественным руководителем конкурса Grand Piano Competition. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея появления конкурса, кто является его участниками, кто помогает в его организации, и что он значит для вас?
– Идея была выношена давно, потому что я прекрасно знаю команду молодых музыкантов, особенно пианистов, благодаря фонду "Новые имена" и моим многочисленным фестивалям в разных концах России и света. Мне интересно было в Москве опробовать формат, который уже доказал свою состоятельность в Астане в моем другом конкурсе Astana Piano Passion. Задача, которую перед собой ставили, заключалась в том, чтобы представить миру этих молодых пианистов из России, Китая, Южной Кореи, Грузии, Англии, США, Беларуси. Мы хотели, чтобы публика услышала новое поколение исполнителей. Нам в этом проекте помогают и государство, и спонсоры. Конкурс проходит на центральных площадках Москвы, с лучшими оркестрами, дирижерами, солидным и именитым жюри. И этот конкурс мы стараемся поддерживать на уровне взрослого конкурса имени П.И. Чайковского.
– Вы вышли с предложением на Президента России В.В. Путина с инициативой посвятить 2023 год великому русскому композитору Сергею Рахманинову. Как известно, именно в этом году исполнится ровно 150 лет со дня рождения музыканта. Что для вас значит творчество Рахманинова и какое место оно занимает в вашем творчестве, да и вообще в жизни?
– Я не люблю составлять рейтинги, когда дело касается классической музыки, распределять места композиторов в моем творчестве. Мне кажется, что это неправильно. Рахманинов, безусловно, является кумиром и для меня, и для других музыкантов, потому что он был легендарной личностью. До 2023 года планируется провести конкурс имени С.В. Рахманинова, который будет включать в себя состязание по трем направлениям, в которых прославился сам Сергей Васильевич: фортепиано, композиция, дирижирование. Очень надеемся, что благодаря этому конкурсу, мы откроем имена молодых и талантливых, не только пианистов, но и композиторов, и дирижеров, которых очень не хватает на мировой сцене. Формат пока обсуждается, поэтому смогу рассказать о конкурсе детально уже ближе к самому событию. Думаю, что конкурс вызовет большой интерес в музыкальном мире.
– Вы когда-нибудь считали, сколько концертов даете за год? Где концертов больше – в России или за рубежом?
– Не хочу говорить о статистике, потому что подсчетом обычно занимаются другие люди, но больше 200 концертов в год я играю точно. И если брать в соотношении, то я бы сказал, что количество концертов в России и за рубежом – 50 на 50.
– Как вы думаете, для современного человека классическая музыка остается интересной, или же внимание к ней постепенно угасает? Как бы охарактеризовали современного слушателя?
– У меня разнообразная публика, как по возрасту, так и по профессиональной принадлежности. Я горжусь тем, что каждый год на мои концерты приходят новые люди, молодежь. Особенно приятно, что в России, да и в Беларуси, тенденция на омоложение публики классических концертов набирает обороты. И если в Европе и Америке на классику ходят в основном люди преклонного возраста, то у нас уже появилось новое поколение слушателей, которые не представляют себе жизни без классической музыки.
– Вы постоянно в движении и в творческом поиске. Концерты, конкурсы, интервью на телевидении... В чем секрет вашей невероятной энергетики?
– У меня нет ответа на этот вопрос. Наверное, я черпаю энергию из той земли, на которой родился – Сибири. А еще я подпитываюсь позитивной энергетикой моей семьи, которая мне очень помогает в делах и творчестве.
– Вы когда-нибудь отдыхаете, и что для вас отдых?
– Я не отдыхаю в том смысле, в котором обычно используют это слово. Для меня лежать на пляже и ничего не делать – совсем не отдых, а скорее пытка. Я люблю совмещать концертную деятельность с активным отдыхом, например, на Байкале, который дает мне новые силы.
– Сейчас остро стоит вопрос музыкального образования в школах. Как вы считаете, нужно ли оставить или, наоборот, кое-где ввести в средних школах обязательные уроки по музыкальному образованию?
– Мое убеждение – ребенок наравне с цифрой и буквой обязательно должен знать и ноту. Это развивает воображение, творческое начало. И вне зависимости от того, станет ли этот ребенок затем музыкантом, обучение музыке будет для него, безусловно, полезно и сослужит хорошую службу в будущем. Система музыкального образования, которая была разработана еще при Советском Союзе, уникальна, сегодня ее копируют многие государства для обучения своих музыкантов. И наша задача – сохранить ее в закрепившемся десятилетиями и доказавшем свою эффективность классическом формате.
– Может ли классическая музыка стать частью массовой культуры и, наоборот, что-то из массовой культуры перейти в разряд классики?
– Сложно говорить на эти темы, потому что как бы мы ни боролись за слушателя в концертном зале для классической музыки, нужно отдавать себе отчет в том, что бороться с массовой культурой очень сложно. Но это не значит, что я перестану когда-нибудь пропагандировать классическую музыку, рассказывать о ее важности, красоте и пользе для интеллекта, души и сердца.
– Вы – человек мира?
– Я люблю путешествовать, каждый день – новый город, страна, лица, языки, оркестры, концерты, залы, самолеты, машины. Но в душе я всегда остаюсь сибиряком. И не мыслю себя без своей родины.
– "Звезды на Байкале" – коммерческий проект, просто PR или для души?
– Это одна из самых знаковых историй для моего родного Иркутска, жители которого уже не представляют себя без «Звезд на Байкале». Город живет этим фестивалем, активно участвует в его организации и проведении. В Иркутск приезжают поклонники из других городов и даже стран, чтобы услышать мировых звезд классической музыки. Например, Гергиева, Темирканова, Спивакова, Башмета и многих других. Фестиваль существует уже пятнадцать лет, за это время выросло поколение, которое приучено ходить на концерты классической музыки с самого раннего детства. Билеты на концерты фестиваля разлетаются за считанные часы: люди занимают очередь в кассу с глубокой ночи. Все наши приглашенные гости отмечают, что иркутская публика уникальна, потому что требовательна и при этом очень по-доброму настроена и щедра на душевную теплоту к гостям. Я благодарю каждого иркутянина, который помогает этому фестивалю и испытывает к нему самые нежные чувства.
– Что смогут услышать белорусские слушатели в этом году, и чем обусловлен выбор произведений?
– Я очень люблю эту музыку: Соната №17 Бетховена, "Вариации на тему Корелли" Рахманинова, Баллада № 4 Шопена, Соната № 7 Прокофьева. С каждым из этих произведений у меня связана отдельная история отношений, период моей жизни, воспоминания. Какие-то произведения я играю больше 25 лет, какие-то около 10 лет. Но исполнение этой музыки для меня как премьера каждый раз, когда я выхожу на сцену. Я очень жду встречи с родной для меня белорусской публикой, которую очень люблю за ее теплоту, дружелюбие, открытость и гостеприимство.
– Маленький блиц, если можно...
– Да, с удовольствием!
– Ваше первое произведение, сыгранное на пианино?
– Мелодия из передачи "Прогноз погоды".
– Для вас футбольный клуб "Спартак" – это...
– Огромная часть моей жизни.
– Для вас русская баня – это...
– Допинг.
– Дружба – это...
– Надежность.
– Любовь – это...
– Магия.
– Ваше любимое блюдо?
– Домашние пельмени.
– Что для вас означает творчество?
– Творчество – это полет.
– Большое спасибо за интересный разговор и удачи вам во всех творческих начинаниях!
– И вам спасибо. Жду всех белорусских любителей классической музыки на моем концерте!
« назад