Взрыв страсти в виртуозных концертах Рахманинова и Прокофьева для фортепиано с оркестром №2
Результатом партнерства Дениса Мацуева с Мариинским оркестром Валерия Гергиева на собственном лейбле оркестра стал релиз пластинки с серией русских фортепианных концертов, которую просто обязан иметь в своей коллекции любой ценитель классической музыки. На этой седьмой пластинке, в записи которой проявилось то, что партнёрство Мацуева с Мариинкой находится на творческом пике, - Второй фортепианный концерт Рахманинова (записи первого и третьего уже можно приобрести) и Второй же фортепианный концерт Прокофьева (третий также был выпущен ранее).
Написанные с разницей в 12 лет - рахманиновский в 1901 году, прокофьевский - в 1913 году - концерты представляют собой эмоционально-взрывными технически сложнейшими произведениями, которые переполнены страстью и возможностями продемонстрировать виртуозную технику. Вместе они представляют собой дерзкую, рискованную высокооктановую комбинацию, которая проверяет на храбрость и выносливость, как пианиста, так и оркестр. Эта комбинация бросает вызов физической выносливости и энергии Мацуева и Гергиева в яркой записи (фортепиано звучит ярко и смело), которая выпрыгивает из моих динамиков Cambridge Audio R50 с неотразимой непосредственностью и прямотой.
Мацуев задает тон концерту Рахманинова с нарастающей настойчивостью в повторяющихся аккордах первой части - бескомпромиссная декларация о намерениях - до первого большого яркого вступления оркестра. Эффект подобен взрыву плотины – так же, как это сочинение, должно быть, видел сам композитор, восстанавливавшийся в течение четырех лет после профессиональной и личной травмы.
Здесь можно услышать замечательные обволакивающие отливы и приливы к игре Мацуева, в то время, как закипают и бурлят страсти, подхватываемые Гергиевым и его самоотверженным музыкантами через мощные волны эмоций и звука. Но это не означает, что нюансами и поэзией пришлось пожертвовать. Вторую часть Adagio sostenuto редко кто смог исполнить лучше на диске (даже в замечательной записи Мацуева 2013 году с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Аланом Гилбертом на RCA Red Seal), звук рояля шелковистый и чувственный, его известная полная томления мелодия красиво податлива и лирична; оркестровое сопровождение богато на детали. Точно так же звучит и восторженный романтизм финала, где солист и оркестр с выразительным взаимопониманием, хорошо продуманной страстностью и драматизмом.
Написанный в память о друге, который покончил жизнь самоубийством, бурный и буйный Второй концерт Прокофьева предлагает слушателям значительно более тяжёлый опыт. Тем не менее, он тоже отличается захватывающей виртуозностью. На протяжении всего концерта Мацуев описывает чувство и форму – и то, и другое в постоянном потоке - с безошибочной уверенностью. Гергиев блестяще удерживает оркестр в синхронности, зная, когда подтолкнуть и провоцировать, когда предложить поддержку и помочь.
Это спектакль захватывающей музыкальности, отмеченный зрелым красноречием., - Мацуев приносит грандиозное благородство и холодное величие в фортепианную партию, похожую на американские горки, партия оркестра Гергиева, энергичная и мощная, безошибочна в музыкальном высказывании.
Изматывающий. Но полностью того стоящий спектакль.
Рейтинг:
Исполнение: пять звёзд
Звук: пять звёзд
Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (издание 1923 года)
Денис Мацуев, Оркестр Мариинского театра, Валерий Гергиев
Мариинский лейбл MAR0599
Майкл Куинн
Майкл Куинн бывший заместитель редактора журналов Gramophone и Classic FM и ассоциированный редактор The Classical Review. Он широко публикуется в печати и онлайн в Великобритании, США, Австралии и его родной Ирландии, где он является художественным экспертом в области музыки и театра Совета искусств Северной Ирландии и консультантом по программам в новейшем художественном центре региона, Портико, Портаферри. Он также является автором более 450 рецензий на концерты и записи.
https://www.primephonic.com/news/news-passions-erupt-in-rachmaninov-and-prokofievs-powerhouse-second-piano-concertos
« назад