В Краснодаре проходит фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений»

13 апреля 2022
Краснодарские известия
В Краснодаре проходит фестиваль «Денис Мацуев представляет: диалог поколений»

Мы давно этого ждали. Пианист-виртуоз Денис Мацуев должен был приехать в Краснодар в июне 2020 года, но тогда свои жесткие коррективы внесла пандемия, и мероприятие пришлось отложить. Сегодня титулованный музыкант представляет в нашем городе фестиваль, который включает в себя несколько различных по форме и содержанию концертов. Перед его открытием мы поговорили с ведущими артистами: Марией Баянкиной (сопрано), Александром Раммом (виолончель) и юным музыкантом Львом Бакировым (фортепиано).

Без смокинга
На концертах Мацуева бывать доводилось. Это всегда яркие впечатления, которые не отпускают еще долго, но когда ты видишь, как пианист с мировым именем репетирует с оркестром, — это эмоции совершенно другого рода, уровня и глубины.

В Музыкальном театре, помимо представителей СМИ, присутствовали ребята из Межшкольного эстетического центра и студенты Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова. Денис вышел на сцену, где его уже ждали артисты Кубанского симфонического ровно в 17.20. Без смокинга и как всегда с улыбкой на лице, что-то приветливо сказал дирижеру Денису Ивенскому и сел за блестящий черный рояль. Зал замер в ожидании первых нот. Еще несколько минут на подготовку…

…и вот они, мурашки по коже. Звуки Концерта №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского заполнили все пространство театра. С точки зрения любителя это самое настоящее чудо: как вообще возможно — сесть и сыграть с оркестром по памяти сложную, глубокую музыку? Но для профессионалов высокого уровня в этом нет ничего сверхъестественного.

Первые несколько минут ты просто смотришь на происходящее. Тебе не хочется говорить, шевелиться, отвлекаться на фото- и видеосъемку. В этот магический момент важно и ценно все: сам исполнитель, великий русский композитор, написавший музыку, работа музыкантов в целом. Ты чувствуешь любовь к своей Родине — она так же глубока, как чистые воды озера Байкал, и бесконечна, как золотые пшеничные поля Кубани. Думаешь о силе русской природы. О чести и достоинстве. О том, что, несмотря ни на что, наша культура жива, и ее невозможно отменить, стереть или запретить: она всегда есть и будет в сердце каждого русского человека с первого и до последнего дня.

И техника, конечно же. Техника Дениса Мацуева и присущая только ему манера исполнения: все эмоции музыканта отражаются на его лице, — притягивает взгляды. Ранее в своих интервью пианист рассказывал, что, где бы он ни выходил на сцену, он всегда отдается процессу на 150 процентов, несмотря на акклиматизацию и отсутствие сна.

Мы прослушали практически весь концерт полностью, после чего поговорили с ведущими артистами, приехавшими вместе с пианистом. Времени у нас было не так много, публика начинала собираться в фойе, а музыкантам нужно было подготовиться к выступлению.

Кто есть кто
Александр Рамм — виолончелист, солист Московской филармонии. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс виолончели Наталии Шаховской, класс камерного ансамбля Александра Бондурянского) и аспирантуру консерватории. Совершенствовался в Берлинской высшей школе музыки им. Ханса Эйслера (класс Франса Хельмерсона).

Мария Баянкина — сопрано. Окончила вокальный факультет и аспирантуру Российской академии музыки им. Гнесиных (класс Евгении Шевелевой). В годы учебы сотрудничала с творческой группой Petit Opera, принимая участие в исполнении опер Перселла «Король Артур», «Буря», «Дидона и Эней», «Королева фей». В 2011-м получила стипендию Вагнеровского общества, которая дает возможность молодым артистам посетить Байройт. В том же году стала солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

Лев Бакиров — пианист. Родился 1 октября 2010 года в Перми. Начал свое обучение в 5 лет в Пермской хоровой капелле мальчиков, а в 2020 году переехал с родителями в Москву и в настоящее время обучается в МССМШ им. Гнесиных, в классе заслуженного артиста России Б.В. Березовского. Лауреат и обладатель Гран-при различных международных конкурсов. В 2021 году стал одним из финалистов Большого Всероссийского отбора Российского национального оркестра.

Русскую культуру не отменить
Фестиваль стартовал 12 апреля. Программа первого дня, «Чайковский-гала», состояла из двух отделений. В первом прозвучали Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор, соч. 33 П.И. Чайковского, солист Александр Рамм. Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», солистка Мария Баянкина. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54 Роберта Шумана, солист Лев Бакиров. «Размышления» ре минор, соч. 42 №1, Вальс-скерцо до мажор, соч. 34 П.И. Чайковского, солист Граф Муржа. Кульминацией вечера во втором отделение стал Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 П.И. Чайковского в исполнении Дениса Мацуева. На сцене выступили музыканты разного возраста, в том числе дети, а перед слушателями выстроился диалог поколений.

— В проектах Дениса Мацуева я участвую не первый год, и это всегда огромная радость для меня, — поделился Александр Рамм. — В Краснодаре я второй раз, это замечательный город с прекрасной теплой погодой. Я исполню очень популярные Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Готовился недолго, потому что это произведение играю часто, а вот команда организаторов совершенно потрясающая: работала долго, упорно, качественно. Хочу отметить, что с Кубанским симфоническим оркестром мы репетировали всего один раз, и никаких разногласий у нас не возникло. Уверен, что все пройдет без сучка без задоринки, а зрители получат массу положительных впечатлений.

Солист рассказал, что большую часть он работает в России, а артисты Московской филармонии увеличивают количество концертов в регионах. Мы спросили, с чем связан выбор репертуара. Ведь можно сказать, что Чайковский и Рахманинов — это своего рода композиторы-символы. История создания Концерта №2 впечатляет: Сергей Васильевич Рахманинов писал его, когда переживал глубокую душевную трагедию, и эта музыка вошла в историю как роскошная лечебная симфония.

— Это наше мировое достояние, и это великая музыка вне времени. Но мы также любим играть и Шопена, и Брамса, и Грига. Сегодня программа складывалась в том числе по хронометражу, потому что концерты для виолончели с оркестром обычно очень крупные и могут длиться до 40 минут, — пояснил Рамм.


«Иди, я разогрела публику»
Для Марии Баянкиной Краснодар стал родным, так как она выступала в нашем городе не один раз. Сегодня ей особенно радостно выходить на сцену Музыкального театра в статусе солистки Мариинского театра и принимать участие в почетном концерте. Солистка выразила благодарность всему коллективу Кубанского симфонического оркестра и руководству КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова.

— Я была рада узнать, что, несмотря на все сложности, которые сейчас происходят в мире, вы очень активно двигаетесь вперед, у вас богатый репертуар, готовятся новые премьеры и продолжает свою традицию фестиваль «Опера без границ», что мне, как оперному певцу, особенно приятно. Надеюсь, что я у вас не последний раз, и, конечно же, я люблю вашего зрителя.

Что касается сотрудничества с Денисом Мацуевым, Мария рассказала, что давно дружит с пианистом, отметила, что с ним легко и комфортно работать, потому что в его команде — только профессионалы.

— Часто на концертах он ставит меня в первом отделении. Когда я захожу за кулисы, шучу: «Иди, я разогрела публику!» С Денисом всегда сотрудничают самые лучшие команды, и все всегда проходит на высшем уровне, куда бы мы ни приезжали. Бывают разные площадки, плохая акустика, что-то недотягивает, но он одним своим присутствием нивелирует все и превращает в яркое событие и музыкальный праздник, которого ждут постоянные слушатели. Безусловно, он одна из величайших личностей нашего времени.

Мы не могли не затронуть тему, которая волнует не только артистов, но и всех нас: что будет с нашей культурой? Как музыканты, у которых сегодня нет возможности гастролировать по миру, переживают эту ситуацию?

— Я должна быть сейчас в Швейцарии, но в силу обстоятельств приняла решение остаться дома и очень плодотворно провела это время. Было очень много гастролей по России, мы побывали на родине Римского-Корсакова, сыграли там «Сказку о царе Салтане», сам Валерий Гергиев стоял за пультом. Несмотря ни на что, жизнь продолжается, культура должна нас спасать и быть нашей путеводной звездой. Как бы ни было трудно, тем не менее музыкальная жизнь идет, — считает Мария.

«Я вижу Русь»
Не каждый день увидишь маленького гения. Юный, но уже большой пианист Лев Бакиров, которому всего 11 лет, исполнил Концерт для фортепиано с оркестром Шумана — одно из сложнейших произведений, которое музыкант уже играл ранее, но выучил не так давно. Начал заниматься музыкой в 5 лет в хоровой капелле мальчиков, пока в 7 лет не открыл для себя магическое звучание рояля. Признался, что волнения перед выходом на сцену не испытывает, а играть великие произведения ему несложно — в момент исполнения представляет различные пейзажи, и у каждого композитора они свои.

— Мне очень нравится заниматься на фортепиано. Когда я увидел инструмент, подумал: а зачем петь, если можно это делать на инструменте и он сам звучит как оркестр. Когда играю Скрябина или Чайковского, представляю неопределенный пейзаж: лес, поля. А вот когда исполняю Рахманинова, то вижу Русь: перед глазами встают белые березки, русская изба — все очень родное и красивое, реки, леса. Я был в Ивановке, где находится дом Рахманинова, вот его и представляю. Мне это помогает, — делится Лев Бакиров.

Перед тем как сделать выбор в пользу музыки, мальчик занимался рисованием и шахматами. Хорошо учится в школе и все успевает. С Денисом Мацуевым познакомился, когда пианист приезжал в Пермь на гастроли. Уже потом была победа на фестивале «Синяя птица». Сейчас юный музыкант вместе с мамой ездит на гастроли по России и выходит на одну сцену со звездами мировой величины. Скорее всего, он и сам ею станет, потому как очевидно, что он обладает сверхъестественными способностями.

— Нужно всегда идти за желаниями своего ребенка, за его интересами, — считает мама маленького пианиста, Евгения Бакирова. — У нас трое детей. Лева, конечно, особенный ребенок. А вообще я считаю, что все дети талантливые, и нужно с помощью педагогов пытаться раскрыть эти таланты. До 4-го класса, пока он не стал учиться в школе им. Гнесиных, сын находился на семейном образовании, а сейчас учится и сотрудничает с Денисом Леонидовичем, мы очень этому рады.


«Отрабатываем все детали до мелочей»
Во втором концерте 13 апреля выступили победители российских и международных юношеских конкурсов, участники телевизионных проектов. Во второй части программы прозвучал Концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева и симфонического оркестра.

В заключительный день фестиваля пройдет концерт «И классика, и джаз», где Мацуев с командой музыкантов исполнит джазовые стандарты и джазовые импровизации на классические темы.

После завершения первого концерта мы попросили артиста кубанского оркестра рассказать о своих впечатлениях от работы с мэтром.

— У нас все получилось, публика принимала просто отлично! Зрители отметили, что звук был хороший, а артисты выступили на очень высоком уровне. Несмотря на то что репетиции непосредственно с Денисом была очень короткой, а наш оркестр привык отрабатывать все детали до мелочей, все прошло замечательно и никаких ошибок и расхождений не возникло. Он профессионал своего дела. Из солистов больше всего понравилось работать со скрипачом Графом Муржа, который выступил в начале второго отделения. На репетиции сложнее всего было играть с ним, у него больше тонкостей и нюансов в произведении, но он настолько контактный человек, что было очень комфортно, — поделился артист оркестра Олег Шадских.

К слову

Фестиваль проходит в 16 городах России. В нем участвуют как юные стипендиаты благотворительного фонда «Новые имена», президентом которого является Денис Мацуев, так и ведущие мастера.

Текст подготовила Анна Климанц

Краснодарские известия


« назад