Рецензия на диск «Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2 / Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 2»
Тот, кто слышал, как Денис Мацуев (1975) играет Второй фортепианный концерт Прокофьева, точно знает: это шедевр. Может быть, мы зайдем немножко слишком далеко, если скажем, что Прокофьев написал этот концерт специально для Мацуева - он написал свои первые три концерта в первую очередь для своего собственного исполнения. И все же перед каждым исполнением Второго концерта пианист Прокофьев произносил короткую молитву. Тот, кто видит Дениса Мацуева, поднимающегося на сцену, не думает о молитвах, а видит парня, который как будто бы только что сбежал из спортивной школы. Его внешность часто вводит в заблуждение, о чем говорят многие отзывы в музыкальной прессе о его игре, которую часто характеризуют, как ненужную демонстрацию силы. Из удобства замалчивается тот факт, что в его игре нет никакой манерности, которой страдает большинство виртуозов. Мацуев просто садится и играет как царь - как Рахманинов.
На первый взгляд сила является самым важным для исполнения Второго фортепианного концерта Прокофьева, но тот, кто внимательно слушает начальные такты, будет поражен поэтичной красотой, которую выколдовывают Мацуев и Гергиев. И если мы внимательно смотрим на технические данные записи, то обнаруживается, что это запись с концерта. Более того, запись концерта, который предшествовал записи другого концерта на следующий день: Второго фортепианного концерта Рахманинова. Это можно сравнить только с олимпийскими рекордами. И в этом концерте можно говорить о совершенном владении предметом и о поэтичном владении лирическими моментами. И не волнуйтесь: даже в самых буйных пассажах Мацуева вы не услышите ни одной фальшивой ноты.
Известно, что не все бывают под впечатлением от такой игры, но может быть, это происходит от того, что мы не знаем, как на нее реагировать? Очень просто отмахнуться от подобного мастерства, как от мишуры, но тот, кто может так играть, заслуживает золотой медали. В Утрехтском Тиволи Мацуев сыграл после исполнения рахманиновского Второго концерта на бис еще и джазовую импровизацию, в которой он запросто сделал тысячу ударов по клавишам за минуту полнозвучными аккордами. Назовите это фокусом - этот музыкант и есть настоящий фокусник. Послушайте сами!
Рецензия
« назад