Обаятельный мастер звука

12 октября 2017
Dresdner Neueste Nachrichten
Обаятельный мастер звука

Порой достаточно одного жеста: русский пианист Денис Мацуев  проходит несколько метров из кулис до рояля столь решительно, что кажется? будто он приехал, чтобы подписать какие-то важные соглашения вроде сотрудничества в области атомной энергетики или чего-то подобного, а не на концерт. Но это ощущение пропало, как только он коснулся клавиш и из-под них заструились прекрасные “ Времена Года” Чайковского. Цикл полон мечтательных отрывков и если все отмечают, что Мацуев всегда поражает своим звучанием, то в его особенно поэтичной, очень русской тональности Чайковского заметны тысячи оттенков звука, которые только возможны в этих 12 пьесах.

Как только вы попали в это волшебство - все стало возможным: проносится тройка, радостно празднуется сбор урожая, задушевно звучат баркарола и осенние песни. В завершение Мацуев исполняет рождественский вальс: этот поэтичный альбом закрывается нежным прикосновением к клавишам. Все уже опьянены богатством звука и чувством формы, которые Мацуеву удалось передать.  

Вторая часть концерта состояла из 3 произведений и начиналась Бетховеном. Его предпоследняя соната настолько же классическая, насколько и необычная и, соответственно, в ней невероятно сложно передать ее психологические контрасты . Мацуев удивил романтическим переходом из пасторали первой части в аллегро и захватывающим финалом. Отрицание и, в то же время, зачарованность романтической фугой Мацуев представил невероятно тонко и умно. Каждая нота у Бетховена имеет историю и смысл, что впечатляюще и было донесено до слушателей. Мы не только слушали музыку - мы понимали Бетховена во всей его полноте и сложности и такой спектр эмоций удается испытать крайне редко. Необходим был плавный переход к Прокофьеву, и было исполнено “ Размышление” Чайковского, которое уже не являлось простой альбомной зарисовкой, а включало в себя ритмическую мощь, которую Прокофьев развил в своей 7й сонате. Здесь Мацуев впечатляюще провел нас из мятущейся первой части к полным боли затухающим нотам второй. Далее он очень естественно позволил разбушеваться буре третьей части,  которой и завершил сонату. Тем не менее, пианист серьезно относится к динамизму и сложности Прокофьева и перевел дыхание перед громовыми раскатами финала.

Раззадорив публику второй частью концерта, он еще приберег 4 потрясающих биса: от Лядова, Сибелиуса, Бетховена до “ Пещеры горного короля” Грига. Мацуев показал себя не только настоящим волшебником звука, но и мастером шоу, чьи блестящие и легко исполненные каскады доказали, что, несмотря на всю серьезность, классические концерты могут быть очень увлекательными, даже на  большой сцене Semperoper.

 

Von Alexander Keuk

Dresdner Neueste Nachrichten


« назад