Мацуев? Невероятный!

9 октября 2019
Mediapart
Мацуев? Невероятный!

Прекрасный день 27 сентября 2019 года. В 8 часов вечера все еще по-летнему светло и публика прогуливается по Елисейским полям, направляясь в прекрасный позолоченный зал с уютными балконами. Все оглядывают зал, чтобы поприветствовать знакомых.  Родители пианиста занимают лучшие места и их присутствие - лучшее предзнаменование.

Взглянем на биографию пианиста, которого, впрочем, не нужно представлять: «Со времени своего триумфа на 11-м конкурсе Чайковского в 1988 году Денис Мацуев быстро завоевал ...» Почему не 1788? Даже время течёт иначе. Денис будет присутствовать в нашей музыкальной вселенной на десять лет дольше! Примем эту небрежность за дань уважения: само собой разумеется, что Денис находится на вершине музыкального олимпа... всегда, и невозможно представить, что когда-то его не было. Все в зале, вероятно, знают, что незабываемый конкурс Чайковского, на котором его короновали, состоялся в 1998 году. Что касается композиции сегодняшнего сольного концерта, критик «La Terrasse » - газеты, представляющей основные события парижской культурной жизни, 24 августа выразил свое мнение: «Этой осенью Мацуев выступит в Театре Елисейских полей с сакральной программой: « Аппассионата » и « Опус 111 » Бетховена в первой части, « Соната си минор » Листа во второй. Произведения, исполнение которых требует мужества  и которым можно только смиренно и истово служить, подчиняясь их величию.

Исполненная Им « Appassionata» - то, о чем мечтала парижская публика, так как об этом уже говорили перед открытем прошлого музыкального сезона. Денис, очень сконцентрированный, выходит, приветствует публику, садится за рояль, одним жестом опускает стул. Пожалуйста, пристегните ремни и постарайтесь не упустить ни одной микросекунды. Желаем вам отличного путешествия. Постарайтесь ничего не забыть. Молниеносный взлет. Те, кто до сих пор считал ворон, затаили дыхание. Это Бетховен "Sturm und Drang" - грозный, мрачный, влюбленный, захватывающий. У Мацуева есть очевидная близость с композитором: в своём исполнении он передает гнетущее чувство, мучительную работу мысли, бесконечное воображение. Вся пылкость Романтизма исчезла у современных исполнителей, озабоченных, прежде всего, аскетической безыскусностью (я собирался сказать анорексической), и теперь Денис Мацуев возвращает истинность замысла во всей его эмоциональности.

Контрастность Опуса 111 проявляется с самого начала. Первые аккорды являют монументальность, "terribilità". Затем мы попадаем во вкрадчивость второй части с ее завораживающими колебаниями, одержимо стремящимися за возвышенным зовом. Красота и богатство тембра, которые Денис Мацуев черпает из фортепиано, лишают вас дара речи. В перерыве каждый остается загипнотизированным этой последней сонатой и движется как в прерванном сне.

Вторая часть начинается с двух этюдов Рахманинова опус «39»  № 2 и № 6, за которыми следует «Размышление» Чайковского опус 72 N 5, после которого смена настроения неизбежна. Никто не сомневался, что Денис Мацуев будет на высоте. Нам оставалась - я осмелюсь написать «только» - Соната в Си минор... Не стану скрывать: публика с нетерпением ждала исполнения этого редкого и невероятно сложного для исполнителя произведения и, в котором, нам верилось, Денис может быть непревзойденным. И так и случилось. Великий ваятель Денис Мацуев организует и выстраивает своё исполнение. Он ведет свою паству - тех, кто еще не дошел до аббатства Лист, долгим паломническим путём:  безошибочно, пересекая пропасти, карабкаясь в гору по крутым скалам , и, наконец, приводя их в тихую гавань - изнуренных, но восхищенных. Чтобы понять влияние, которое Лист оказал на своих современников, необходимо услышать исполнителя исключительной величины, знающего, как использовать каждую ноту, выплеснуть каждый штрих с блеском и энергией, чтобы передать и кротость и ярость. Денис Мацуев обладает всеми необходимыми качествами и более того, он возвращает так называемой классической музыке все ее цвета и смысл.

Это была титаническая программа и бог, её исполнивший ... но теперь, когда все закончилось, наступает время прощаться ... Пораженная публика разражается аплодисментами, как только иркутский принц появляется на сцене. Следует отметить, что на протяжении всего концерта публика демонстрировала образцовое поведение, наслаждаясь необыкновенной звуковой роскошью фортепиано. Все мечтают о выходе на бис не потому, что концерта было недостаточно, а потому что всем хочется еще немного продлить удовольствие. На бис прозвучала маленькая жемчужина Лядова, затем Сибелиус и, наконец,  разрушительная ярость « Пещеры горного короля». Публику не отпускают впечатления от только что услышанного, она до сих пор не уверена не было ли это галлюцинацией... На выходе я встретил подругу, которая тепло поблагодарила меня за то, что она открыла для себя это чудо, и призналась, что была впечатлена сонатой Листа. Я ответил ей в двух словах: «Это было исполнение века и вряд ли вы услышите такое ещё раз!» В Париже прекрасная погода, я не торопясь иду к метро. Все спокойно.

Jacques Chuilon

Mediapart


« назад