Денис Мацуев: три осенних концерта в Париже

21 октября 2018
Classical Music News
Денис Мацуев: три осенних концерта в Париже

Вряд ли в мире найдётся ещё один пианист, способный в течение трёх недель трижды выступить в одном и том же парижском Театре Елисейских полей, и трижды собрать аншлаг восторженных, истошно кричащих и не отпускающих его со сцены фанатов, битком забивших зал аж до последнего ряда галёрки с нулевой видимостью.

Меломаны приходят для того, чтобы насладиться, молодые пианисты, преподаватели и студенты фортепианных факультетов для того, чтобы научиться мастерству, найти новые интерпретаторские идеи и увидеть настоящую сверхвиртуозность, поклонники – чтобы окунуться в энергетику любимого музыканта и вдохновиться.

Самое интересное то, что на Дениса Мацуева в филармонические залы приходят даже совсем далёкие от музыки люди. Судя по их незнанию этикета поведения в филармоническом зале, они попали на классический концерт впервые в жизни, ради того, чтобы увидеть звезду живьём. Вполне возможно, что после первого яркого впечатления, они ещё вернутся, постепенно превратившись в настоящих меломанов. В привлечении новых слушателей в концертные залы решающую роль играет харизма артиста.

Bо французской прессе отзывы на его выступления всегда исключительно восторженные и в столь превосходных степенях, что в русском языке иногда даже сложно подобрать эквивалент. Самое главное то, что и организаторы концертов, и аналитики возлагают на него надежду на привлечение в зал юной новой публики, благодаря заразительности его заряда, привлекательности и гипнотическому воздействию на слушателей.

Кaк правило, придя на его концерт однажды, люди прикипают и становятся его постоянными слушателями. За ним публика идёт во вновь построенные залы, на новые фестивали, на любые мероприятия в которых он участвует.

По своему темпераменту французы люди очень спокойные, разумные и рациональные. Им совершенно не свойственна восторженность, эмоциональная отзывчивость и горячность, но каждое выступление Мацуева доводит зал до восторженного исступления и экстаза. Это свойство его индивидуальности и исключительного дарования, его власть на залом, энергетика и с каждым годом растущее мастерство.

Что касается особенностей его исполнительского стиля, то я отметила для себя один очень интересный аспект. Слушая Мацуева регулярно уже двадцать лет (я попала под его обаяние на фестивале в Кольмаре, посвящённом фортепиано, где выступили все активно играющие на тот момент пианисты, но почему-то запомнила подробно только его и ещё одного пианиста), я обратила внимание на то, что в его игре кроме зрелости самих интерпретаций, очень явно и очевидно проявляется созревание его как личности.

Всё, что происходит в его жизни, обогащает личностный опыт и шлифует характер, сразу отражается в игре. В этом смысле очень интересно послушать одно и то же произведение с промежутком в пару-тройку лет, тогда это становится очевидно.

Сейчас музыкант находится на пике своей личностной и творческой зрелости и могущества, и каждый его выход на сцену становится событием и для пианистов, слушающих, сколь свежо и оригинально он интерпретирует всем известные и знакомые произведения, и для публики, которая приходит за потрясением и получает его.

Денис Мацуев относится к той редчайшей категории людей, которая умеет в течение короткого сна полностью восстанавливать затраченную жизненную энергию и каждый новый день иметь её в избытке. Поэтому те ежедневные выходы на сцену и ежедневные один-два концерта, которые он играет по всему миру со сменой часовых и климатических поясов для него не испытание, а удовольствие.

Нахождение на сцене в его случае стало уже бытовой привычкой, шлифующей исполнительское мастерство до тех заоблачных высот, которых невозможно достичь, выходя на сцену гораздо реже. Его ежедневный выход на сцену вырабатывает мгновенную адаптацию к новому инструменту и акустике зала, мгновенное подчинение себе слушателей, мгновенное взаимопонимание с оркестром и дирижёром.

Кроме того на этом этапе, когда пианист чувствует себя на сцене как дома, его интерпретации столь спонтанны и свободны, что иногда напоминают импровизации самих композиторов в неожиданных интонационных, гармонических и ритмических находках. Это было очень слышно в вариациях на темы Корелли, в Большой сонате Чайковского опус 37.

Я уже не говорю о той грандиозной трудности его программ, к которой он уже всех приучил.

Kонцертный ритм Дениса Мацуева – это уникальный и очень успешный эксперимент в истории исполнительского искусства. Другого артиста, существующего в таком насыщенном концертном режиме, раньше не было и сейчас нет. Его нужно только поддерживать и беречь. И, по возможности, ему помогать.

Из-за роста и всего богатырского облика Мацуева, принято восхищаться его невероятной мощью и виртуозностью, неутомимостью, запредельностью темпов и грандиозностью кульминаций, но всё чаще и чаще критики стали отмечать тончайший лиризм, тонкость и проникновенность фразировки, нежность звуковых красок и глубокое философское проникновение в суть произведения. Исполнительская зрелость и жизненный опыт, новые пережитые впечатления проявляются в его исполнительском стиле, уравновешивая юношескую пылкость и темперамент.

У Мацуева кроме всем очевидной сверхвиртуoзности и темперамента, есть ещё более интересные и редкие особенности.

Для себя я выделяю, во-первых, очень острый гармонический слух джазмена, для которого самая сложноструктурированная гармоническая вертикаль имеет совершенно чёткую идентификацию, то есть он слышит каждый аккорд и логику их ведения, которые мы начинаем вместе с ним слышать конкретнee и рельефнee.

Во-вторых, то совершенно особенное чувство ритма, которое обычно свойственно только афроамериканским джазовым пианистам.

Благодаря этим двум особенностям, исполняя музыку двух композиторов, проживших много лет в Америке и много почерпнувших в джазовом пианизме – Рахманинова и Прокофьева – он находит и делает очевидным для слушателя те терпкие гармонии и сложную полиритмию, которые классические пианисты как правило сглаживают и нивелируют или просто не слышат.

Особенно это было очевидно в вариациях на тему Корелли в его первом выступлении и во втором концерте Прокофьева в третьем выступлении.

Рахманинов и Прокофьев особенно близки его индивидуальности и звучат в его исполнении так, как будто он с ними уже окончательно сроднился.

Третья его особенность это необыкновенные кантилены, которые он фразирует бесконечными дыханием, не отпускающими внимание слушателя ни на секунду.

Четвёртая особенность это очень постепенное, неотвратимое и неотступное нагнетание волны кульминации, при котором он нигде ни на миг не отпускает и не снижает напряжение. Когда кажется, что цунами уже достигло своего пика, накопление энергии и громкости продолжает увеличиваться, нарастать, и к моменту наступления кульминационного пика, все слушатели, как правило, уже окончательно сведены с ума. Энергетика этих волн в его игре невероятна по своей насыщенности, протяжённости и бесконечности.

Чем дальше двигается Денис Мaцуев, тем интереснее он играет и тем интереснее его слушать. Феномен Дениса Мацуева можно пытаться анализировать и разгадывать. Hеповторимое сочетание сильных качеств обеспечивает ему уникальный успех.

Первый концерт сезона для театра это всегда установление верхней планки, заявка на уровень всего сезона. Tо, что театр Елисейских полей именно сольный концерт Дениса Мацуева выбрал в качестве эталона уровня говорит само за себя.

Заголовок на сайте театра гласит:

“Возвращение российского колосса Дениса Мацуева к продолжeнию исполнения цикла Бетховена”.

Концерт был предварён огромным интервью с артистом, озаглавленном “Москва. Портрет города глазами Дениса Мацуева”, опубликованном в блоге на сайте театра, в котором артиста в основном расспрашивали о его отношении к городе Москве, о его первых воспоминаниях и о том, скучает ли он по городу на гастролях.

Театр всё время ищет новые формы коммуникации, и новый блог — одно из новшеств.

Концерт начался с исполнения третьей сонаты Бетховена.

Дальше следовали вариации Рахманинова на темы Корелли, далее Большая соната Чайковского, потом публика не отпускала пианиста и требовала бис за бисом, пока он не сыграл пятым бисом ни больше ни меньше, как финал седьмой сонаты Прокофьева. Каждый пианист знает, что это одно из самых физически тяжёлых произведений во всём существующем фортепианном репертуаре. Но Мацуев – это Мацуев, поэтому для кого-то это испытание на выживаемость, а для него – “бисовочка”.

Я сознательно не привожу здесь потактовый анализ исполняемых произведений, поскольку, во-первых, если это кому-нибудь и интересно читать, то только тем пианистам, которые сами имеют эти произведения в своём репертуаре, а во-вторых, на сайтах телевизионных каналов, специализирующихся на классической музыке и на сайтах концертных залов есть очень большое количество прямых трансляций с концертов Мацуева, и никто не мешает взять в руки ноты, поудобнее устроиться в кресле и переслушивать столько раз, сколько угодно. А вот слушать пиратские записи, сделанные на телефоны без микрофонов я настойчиво не советую. Это искажает звук и сбивает с толку.

Скажу только, что в Бетховене, Рахманинове и Чайковском открылись совершенно разные грани музыкантской индивидуальности Мацуева, которому свойственно очень точное чувство стиля исполняемого произведения.

Описывать словами интерпретацию третьей сонаты Бетховена я не берусь – этот композитор совершенно не переносит словесного вмешательства в свою музыку, в вариациях Рахманинова на тему Корелли складывалось такое впечатление, как будто их импровизирует на ходу сам композитор, находя свежие гармонии и неожиданные логические повороты в варьировании начальной темы, а соната Чайковского, трагическая, глубокая и бесконечная по своим смысловым слоям была сыграна очень убедительно.

Второй и третий раз на сцене Театра Елисейских Полей Денис Мацуев появился два дня подряд: восьмого и девятого октября с двумя разными оркестрами и в разных контекстах.

Восьмого октября он поддержал дебют на парижской сцене Уральского молодёжного симфонического оркестра под управлением изумительного дирижёра Энхэ, в закрытом концерте для парижского дипломатического корпуса (я написала подробный отчёт об этом мероприятии отдельно).

Денис Мaцуев исполнил второй концерт Рахманинова, с которым он уже давно сроднился, неоднократно исполняя его со всеми оркестрами и дирижёрами, включая марафон из всех концертов Рахманинова, который мы слушали в апреле этого года в зале Чайковского и в прямой трансляции.

На сайте Московской филармонии эта запись осталась, и её можно послушать.

Рахманинов – это совершенно композитор Мацуева, он чувствует его музыку как никто.

Однажды мне позвонил один очень квалифицированный фортепианный критик:

“Алёна, я сейчас сравнил исполнения всех концертов Рахманинова у разных пианистов! Угадай, у кого самая певучая кантилена? А вот и не угадаешь: у Мацуева!

– Ну, почему же не угадаю, – отвечаю, – если я всегда об этом говорю!”

В зале сидели в большинстве люди далёкие от классической музыки, но они, как любая публика, подчинились артисту и устроили стоячие овации.

Третьим выходом на сцену этого же театра на следующий день, девятого октября, стало исполнение нeиграбельного, чудовищно, запредельно сложного текстово, технически и энергетически Второго концерта Прокофьева, который Мацуев исполнил со своим постоянным музыкальным партнёром дирижёром Вaлерием Гергиевым и одним из двух лучших в мире оркестров – Вeнским филармоническим.

Само по себе сочетание Прокофьева, Венского филармонического оркестра, Гергиева и Мацуева в результате даёт феноменальный по силе воздействия на слушателя результат, но тут нам ещё и особенно повезло: прежде, чем доехать до Парижа, этот состав уже сыграл эту программу дважды в Вене, и третье исполнение уже было спаянным и созревшим до абсолюта. Это феномен концертных турне, в которых с каждым концертом исполнение становится всё совершеннее и совершеннее.

Из-за его запредельной трудности, существует очень мало записей этого концерта. В некоторых местах даже не верится, что он написан для живого пианиста, а не для робота. Это Эверест. И Мацуев на него забрался без особых видимых со стороны усилий.

Опять же, чтобы не тратить лишних слов, я рекомендую вам послушать его исполнение этого концерта в интернете. Там одна бесконечная каденция стоит всех виртуозных произведений Прокофьева вместе взятых.

Вся программа концерта состояла из произведений Прокофьева. В первом отделении прозвучали сюита из балета “Ромео и Джульетта” и второй фортепианный концерт, а во втором – шестая симфония.

Грандиозный масштаб этих произведений, сложнейшая фактура, рельефная оркестровка, буря страстей, сложнейшие технические задачи привычны для Валерия Абисаловича Гергиева, постоянно исполняющего Прокофьева всю жизнь, и по силам музыкантам Венского филармонического оркестра, славящегося своим высочайшим профессионализмом и уникальной сыгранностью.

Это огромное счастье – присутствовать на таком концерте и помнить его потом в качестве эталонного исполнения.

Елена Ганчикова.

Париж

ClassicalMusicNews

Метки: Париж

« назад