Денис Мацуев рассказал о парадоксах конкурса Чайковского

19 июня 2019
МК
Денис Мацуев рассказал о парадоксах конкурса Чайковского

— Денис, осталось несколько минут до начала первого тура конкурса Чайковского, как настроение?

— Я впервые согласился стать председателем жюри. Это было, наверное, одно из самых трудных решений в моей жизни. Совсем недавно я был по ту сторону баррикад. Чувствую огромную ответственность. Конкурс Чайковского — это все-таки не спортивное состязание, у нас нет баллов, точных секунд, мировых рекордов, у каждого члена жюри субъективное мнение, у публики может быть другой взгляд. Проходят в финал всего шесть человек из двадцати пяти, а каждый из них очень большой талант. Я нахожусь в состоянии внутренней противоречивости и буду голосовать сердцем. Мы учитываем артистические способности, но все-таки есть некая несправедливость. Здесь помогает трансляция французского канала, который смотрят десятки миллионов людей по всему миру. Так что даже если ты не прошел в финал, тебя могут услышать менеджеры, организаторы, директора оркестров и фестивалей. Это отличительная особенность последних конкурсов Чайковского. Переживаю за всех участников, держу кулаки и хочу, чтобы они показали блистательную игру, забыв, что это конкурс. Выходите как на концерт, играйте для публики. Члены жюри — та же публика, мало того, они ваши большие фанаты и поклонники. Так что в добрый путь.

— Что дает музыкантам победа в конкурсе Чайковского?

— Я всегда говорил, что конкурс Чайковского для музыкантов — это как Олимпиада для спортсменов или чемпионат мира по футболу раз в четыре года. Победа, лауреатство, да даже участие, дают огромную перспективу. Престиж конкурса очень высок начиная с 1958 года, когда его выиграл Ван-Клиберн. Когда оргкомитет возглавил Валерий Гергиев, это событие зазвучало мощнее в несколько раз. Стоит только взглянуть на председателей жюри в разных номинациях, чтобы это понять. У скрипачей это основатель и руководитель Международного фестиваля и Академии в Вербье Мартин Энгстрем. У виолончелистов — артистический директор знаменитого Карнеги-холл сэр Клайв Гиллинсон. Самое сложное для лауреатов начинается на следующий день после окончания конкурса. Предстоят четыре года, за которые нужно доказать, что премия дана не случайно. Лауреатство в конкурсе Чайковского обязывает ко многому — это огромный шанс и аванс на будущее. Я прочитал в буклете свою биографию, в которой есть абзац о моих выступлениях после победы на конкурсе Чайковского: концерты с такими оркестрами, как Чикагский, Берлинский, Венский, Израильский, с такими дирижерами, как Гергиев, Темирканов, Тилеман и многие другие. Я хочу, чтобы у каждого из лауреатов была подобная биография спустя двадцать один год после победы на конкурсе Чайковского. Одно дело, когда конкурс дает тебе возможность участвовать в концертах в самых знаменитых залах и с самыми знаменитыми оркестрами и дирижерами. Главный показатель — когда тебя туда приглашают еще и еще раз… Это самое важное, потому что быть на сцене — наше призвание.

— Вы прослушали огромное количество конкурсантов. Каков уровень участников в этом году?

— Отличительная особенность этого конкурса, что каждый из членов жюри отслушал всех участников. Самое важное, что эти же люди будут оценивать отобранных ими конкурсантов в следующих турах. Уровень высочайший. Предстоит соревнование разных поколений и школ. Некоторым конкурсантам по семнадцать-восемнадцать лет, есть и более опытные участники, которым больше тридцати. Огромное количество стран представлено. Не только русская фортепьянная школа, которая по сей день впереди планеты всей, но и азиатские школы — японская, китайская, корейская, а также английская и американская. Все это очень любопытно, интересно и для публики. Это будет парад-алле, уникальная возможность встречи с молодыми мастерами. Так здорово, что освещается конкурс на самом высоком уровне, созданы фан-зоны в разных концертных залах страны, ведется беспрецедентное количество трансляций. Самое главное, лауреаты отправятся по всему миру и по нашей стране, и ваш покорный слуга приложит к этому руку — буду приглашать их на все фестивали.

Отметим, что в первом туре выступят по двадцать пять скрипачей, виолончелистов и пианистов, тридцать певцов и певиц, а также сорок восемь музыкантов в категории «духовые инструменты». Имена победителей назовут 28 июня в концертном зале «Зарядье» в Москве, а 29-го в Петербурге пройдет концерт лауреатов на новой сцене Мариинского театра.

МК


« назад