Денис Мацуев преодолевает Рахманинова

3 мая 2019
Mediapart.fr
Денис Мацуев преодолевает Рахманинова

Мне потребовалось несколько дней, чтобы написать краткий отчет о главном музыкальном событии парижской весны - концерте 27 апреля 2019 года: я не из тех, кто пишет свою статью до посещения концерта и вносит небольшие дополнения перед публикацией. Я размышляю над своими словами, только пережив этот опыт.
Концерт состоялся в Парижской филармонии, которая находится в переулке в La Villette около Консерватории. Снаружи здание выглядит как ангар для подводных лодок на атлантическом побережье, а кому то оно может напомнить вход в царство Аида. Вход между эскалаторами, лестницей и наклонными сторонами, которые переплетаются и переплетаются, нелегок ... и я благодарю вас за трудности с получением билетов во время покупки. Пройдя лабиринт, достойный Минотавра, мы входим в зал, где царит модернизм шестидесятых с переизбытком овалов и оранжевого цвета. Взгляду предстают полукружья балконов, атмосфера в зале приветлива, а акустика позволяет простить все недочеты. Сегодня вечером не пустует ни одно из 2400 мест.

В общем гуле пытаюсь ознакомиться с программой:

- Сначала сыграют Четвертый концерт, а затем «Утес».
- Нет, сначала будет “Утес”.
- Откуда вы знаете?
- На сцене еще нет рояля.

Действительно, нас предупреждают об этом изменении, прежде чем попросить нас отключить наши мобильные телефоны, не записывать и не фотографировать. В зале уже установлены камеры для записи, которую я надеюсь увидеть позже.
Оркестр Парижа располагается на сцене, дирижер занимает свое место и “Утес” начинается. Очень приятная работа молодого Рахманинова, иногда напоминающая Дебюсси. Партия рожка так же напоминает мне о “Королевской охоте” и “Буре” Берлиоза. На самом деле «Оркестр Парижа» звучит лучше обычного под руководством Станислава Кочановского. Принимают очень тепло. Долгожданный рояль вывозят на сцену. Все готово.

Денис Мацуев выходит на сцену и все оживляются. Аккорды, напоминающие звон разбивающегося стекла, тревожат слух. Призрачное множество развертываемых тем мучительно переплетается и звучит как прощание. Что сказать об исполнении? Мацуев творит звук, как никто до него не мог. Средняя часть кристально чиста ... Превосходное исполнение: умное, продуманное и чувственное. Это самое прекрасное возвращение произведения, которое, не ища снисходительности, находит здесь любовь публики. За двадцать лет Денис Мацуев усилил свой потрясающий дар, утвердил свой стиль, и ни один любитель музыки сегодня не может игнорировать революцию, которую он совершает в фортепианном репертуаре.

Антракт. Сердца бьются сильнее. Все, что мы уже услышали было великолепно. Мы до сих пор не осознаем немыслимого: что один и тот же пианист исполняет Третий и Четвертый концерты Рахманинова в один вечер. Если слушатели обычно предпочитают Третий концерт Четвертому, то по-настоящему играют его единицы: все знают о его почти непреодолимых технических трудностях. Я не стану писать, что «произведение состоит из трех частей», как и большинство концертов, что «первая часть написана в ре минор, вторая - в ре минор, и третья - в ре минор». Если бы он состоял из «первой часто Moderato, второй Adagio sostenuto и третьей Allegro scherzando» - как и Второй концерт - повлияло бы это на мое восхищение? Я также не стану писать, что «первая тема вновь возникает сразу перед кодой», и не буду заключать, что «третья часть содержит несколько тем из первой части, что придает циклическое единство концерту». Я даже забуду, что «последнее движение заканчивается триумфально». Вы найдете всю эту информацию там, где вам захочется, я только стараюсь поделиться с вами ощущением чего -то исключительного, которое испытал в тот вечер.

Он начинает неожиданно: внезапно нас увлекают в таинственное путешествие. Под огромным сводом филармонии звук Мацуева поднимается с уникальной невесомостью. Как я смогу выразить это небывалое чувство? Время словно остановилось и Денису удается отточить фразировку, осмелиться на нереальное рубато, и мне интересно, не считает ли он сам этот трепет джазом ... В любом случае, он словно алхимик колдует над преображением тембра. Это кажется невероятным, неописуемым, настолько необычным, что публика ошеломленна. Красота, которую огромному Мацуеву удается извлечь из фортепиано, грандиозный масштаб, который он задает музыке и эмоции, которые переполняют аудиторию, затмевают все, что мы до сих пор слышали. Нужно быть глухим, чтобы не видеть Дениса Мацуева на вершине Олимпа, и благодаря ему мы только что увидели заколдованный мир. Я, так сильно любящий великих пианистов прошлого, и как человек, который слушал вживую пианистов, которых я не хочу сейчас перечислять, должен признать, что это самый невероятный концерт в моей жизни. Безумный рев энтузиазма, разразившийся в конце и сотрясший филармонию, не может ни в достаточной мере доказать мою правоту, ни описать чувства каждого из нас. В эти мрачные времена миру нужны художники больше, чем когда-либо - я говорю о настоящих художниках, тех, кто может создавать прекрасное - и Денис Мацуев обладает удивительной сверхъестественной способностью творить. Концерт “иркутского льва” - это больше, чем музыкальный момент. Это жизненный опыт, интеллектуальный рост, терапия. Точность его музыкального воспроизведения, жизнь, которую он вдыхает в каждый акцент, оживляет музыку, дает надежду тем, кто его слушает, и желание жить вопреки враждебному миру. Некоторые обвинят меня в злоупотреблении превосходной степенью, в выходе за разумные пределы дифирамба. Я только отвечу им, что они не были на этом концерте. Этого будет достаточно.

Естественно, Денис заканчивает бисом! Это было несколько жестоко просить его играть еще после этого совершенно сверхчеловеческого подвига. Но в своей общеизвестной щедрости он начинает Этюд N 2 из Etudes-Tableaux opus 39, Lento assai, Рахманинова. Какое наслаждение!
И вот этот переполненный зал расходится, медленно пустеют балконы, насладившаяся толпа весело разделяется, расходясь в центр и по пригородам. Немного счастья, которое летит в небе Парижа.

JACQUES CHUILON 

Mediapart.fr

 


« назад