Денис Мацуев: "За минуту до гола Хименеса Египту Черчесов сказал: "Сейчас Уругвай забьёт"
Знаменитый пианист и болельщик, посол ЧМ-2018 — в центре внимания. 13 июня Денис Мацуев вместе с Валерием Гергиевым выступил в роли главного организатора посвященного открытию мирового первенства гала-концерта на Красной площади с участием суперзвезд мировой сцены калибра Пласидо Доминго и Анны Нетребко. Причем он не только сам вдохновенно исполнил Первый концерт Чайковского, но и поработал ведущим вместе с Натальей Водяновой. Сутки спустя Мацуев присутствовал в Лужниках на разгроме Саудовской Аравии, а еще через пару дней провел шесть часов в расположении сборной по личному приглашению Станислава Черчесова. На матч с Египтом в Санкт-Петербург, несмотря на сумасшедший график выступлений, лауреат конкурса Чайковского тоже приедет, а незадолго до него он красочно рассказал мне о впечатлениях последней недели.
– В пятницу вы провели шесть часов в Новогорске, в расположении сборной России. Какие впечатления? – спрашиваю Мацуева.
– После матча с Саудовской Аравией позвонил с поздравлениями Станиславу Черчесову. Он спросил: "Ты где?" – "Завтра вечером улетаю в Казань, у меня репетиция". И вдруг он говорит: "Приезжай к нам". Когда следует такое приглашение, не может быть вопросов, ехать или нет. Сначала думали, что приеду к тренировке в пять, а потом Черчесов предложил вместе посмотреть Египет — Уругвай.
Примчался, собрав чемодан, чтобы из Новогорска сразу поехать в Шереметьево — благо, это в 15-20 минутах. Но все равно не мог ожидать, что попаду в кратер вулкана, на кухню нашей сборной! Мне и на тренировке после ухода журналистов позволили остаться на трибуне. Одному. И я смотрел, как ребята буквально летали. Видел упражнение с игрой три на три, и оно проходило в безумном темпе. Видно, что первая победа футболистов окрылила.
– Что еще бросилось в глаза?
– С первого же момента появления на базе поразился тому уюту, качеству ремонта, который только что закончился в Новогорске. И знаю, что Саламыч лично приложил к нему руку вплоть до кафеля и дерева в пресс-центре. То есть он еще и дизайнером работает!
Признаюсь, немножко волновался. Потому что пустить в команду чужого человека — это редко кто из тренеров делает. Когда-то Константин Бесков так же пустил в раздевалку "Спартака" режиссера Алексея Габриловича, и по мотивам этого был создан фильм "Невозможный Бесков". Кто знает, как отреагируют футболисты?
– И как?
– Тревога отпала быстро. Столкнулся с ними практически сразу — и со многими пообщался. И с веселым Дзюбой, и с расстроенным, конечно, своей травмой Дзагоевым. Габулов меня поразил, сказав, что смотрел по телевизору целиком концерт с Красной площади. Накануне открытия чемпионата мира человек смотрел полностью концерт классической музыки!
Поговорили и с Ерохиным, который был на моих выступлениях, и с Зобниным, с которым мы поговорили о нашем родном Иркутске. Оказалось, что он до 11 лет жил на улице Красноказачья — недалеко от того дома, где жила моя бабушка. И с Акинфеевым, и чуть-чуть с Головиным.
И, конечно, с тренерским штабом — в частности, с Ромащенко, который, на мой взгляд, за годы под руководством Черчесова вырос в очень серьезного тренера. Мы познакомились еще в Перми, когда у меня там был фестиваль, и они позвали меня на тренировку "Амкара". Я с интересом смотрел, как они готовились к занятию, как реализовывали свой план на поле. Это очень серьезный тренерский штаб, а за последние годы он превратился в еще более мощную команду.
Не хотелось бы, чтобы их триумвират со Стауче распался, – но, на мой взгляд, Мирослав готов к серьезной самостоятельной клубной работе. Так же, как и Александр Бородюк. Александр Генрихович накопил серьезную базу под началом Хиддинка и Адвоката, и надеюсь, что ему дадут себя реализовать на высоком уровне. Уверен, что у него есть очень большое чутье и талант.
– А со многими игроками были знакомы до визита на базу сборной?
– Нет. Разве что с Габуловым общаемся еще со времен сборной Гуса. А все остальные знакомства, включая моего земляка Зобнина, – новые. Кстати, на трибуне "Лужников" во время матча открытия видел Глушакова. Еще раз повторил Денису те слова, которые сказал, когда звонил ему после "Тосно".
– Получилось так, что Юрий Газинский, фактически занявший его место, забил первый мяч чемпионата мира.
– Да. И с заменами Черчесов угадал. При этом, безусловно, очень жалко Алана. По-моему, он находился в очень хорошем тонусе, судя по тем минутам, которые провел. Очень хочется, чтобы Смолов сыграл по-другому, чем в первом матче…
– Вы за кого в стартовом составе на Египет — за Дзюбу или Смолова?
– Советовать в этой ситуации — точно не мое дело. У Саламыча гораздо больше инструментов, чтобы увидеть и предугадать кто на этот раз окажется нужнее.
– Но как болельщик — кого больше хотели бы видеть?
– 50 на 50. И если бы был тренером — раздваивался бы. С одной стороны, Смолов после прошлого матча, когда его заменили, будет рвать и метать. Уверен, что у него будет мотивация. Не говоря уже о Дзюбе, который вылетает на поле как коршун. По эмоциям, когда забиваются мячи, видно, какая атмосфера царит у него в душе!
– Черчесов ему даже честь отдал.
– Видел! Думаю, этот жест означает: "Все у нас, Артем, идет по плану!" Сказалась и вера Черчесова в него, и поступок самого футболиста, который после "Зенита" в "Арсенале" показал, насколько хочет вернуться в сборную. Очень здорово, что у человека есть такая мотивация.
– Каково смотреть матч Египет — Уругвай вместе с главным тренером сборной России?
– И не только с ним, но и с Ромащенко, и с другими членами штаба. Смотреть футбол с футбольными людьми — это все равно, что сидеть рядом с летчиком, который при тебе ведет самолет. Это вызывает спокойствие. За минуту до гола Черчесов сказал: "Сейчас Уругвай забьет!" За минуту!
Для нас было изначально выгоднее, чтобы выиграл Уругвай и все решилось во втором матче. С ничьей нам было бы сложнее. При том что Египет даже без Салаха мог выиграть. Два их защитника из "Вест Бромвича" – очень серьезные ребята.
– Тренеры сборной крикнули в момент гола Уругвая?
– Я заорал, а они порадовались, хлопнули в ладоши. Египет — очень серьезная, мобильная команда, к ней нужно готовиться. Понятно, что это — не Саудовская Аравия. Но, поверьте, саудовцы не проиграют двум следующим соперникам со счетом 0:5. Ясно, что и Салах, и Кавани с Суаресом — большие мастера. Но очень хотелось бы, чтобы они раскрылись на ЧМ-2018 уже после того, как встретятся с нами. Очень хотелось бы, чтобы все для сборной России решилось во время матча с египтянами.
– Вы полетите в Самару на матч Россия – Уругвай?
– Из-за концерта в Екатеринбурге не смогу. Но, чтобы посмотреть матч в прямом эфире в артистической, передвинул начало выступления на два часа.
– Если, дай бог, выйдем в 1/8 финала, то попадем либо на Испанию, либо на Португалию.
– Их матч между собой — это космос. Криштиану в очередной раз доказал, что мы счастливые люди, которые живут в одно время с ним и Месси. Будем вспоминать об этом много-много лет. Звезды и фавориты одни и те же, но я мечтаю о выскочках. Таких, как исландцы на Евро-2016, как Камерун на ЧМ-90, как Корея на ЧМ-2002.
– И все-таки ваше резюме от увиденного в Новогорске?
– Совершенно фантастическая атмосфера, которая дорогого стоит. Настолько приветливые и незажатые ребята! Я и на тренировке побывал, и в столовой. Не представляете, какой кайф. Меня, человека, который мгновенно чувствует "химию" зала, публики, помещения, в котором находится, сложно обмануть.
А ведь пятница была для парней очень сложным днем. Очень непросто начать с чистого листа после большой победы. Как пианисту, который, допустим, триумфально сыграл концерт в "Карнеги-Холле", но на следующий день перелетает в Вену, и там никто не знает, что днем ранее зал стоял, и "Нью-Йорк Таймс" написала, что это один из лучших концертов этого сезона. Забыть об этом — очень сложно!
Вы помните, какой негатив выплескивался на сборную в последнее время. Не ожидал, что в какой-то момент он перейдет в откровенную травлю. Вплоть до матча открытия ее было еще в три раза больше, чем прежде, причем из серьезных изданий и каналов, которые, как модно теперь говорить, ловили на этом хайп.
Я убедился, насколько здорово футболисты держат удар. Им же непросто было психологически со всем этим справиться. Любой может открыть интернет и прочитать о себе все, что угодно. Насколько понимаю, тот же Кутепов тонок и раним по отношению к таким ситуациям. На мой взгляд, за время, которое он работает со сборной, он возмужал, и уже по первому матчу об этом можно судить. У него была одна помарка, не более. По-моему, человек находится там, где должен находиться.
– Я бы подождал с выводами как минимум до второго матча. Саудовцы не создали нашей обороне каких-либо проблем.
– Мы понимаем, что главный матч — с Египтом. С Салахом, без Салаха — это уже второй вопрос. Сейчас уже даже не до эстетской красоты голов, какие внешней стороной стопы забил Черышев и со штрафного — Головин. Нам нужно преимущество в один мяч, забитый любым местом!
Читал, что Головин после Саудовской Аравии не мог заснуть до четырех утра — и прекрасно его понимаю. После очень хороших концертов со мной происходит то же самое. Ты переигрываешь внутри себя заново и те места, которые получились, и те, которые на задались. Ты находишься на подъеме, и это не позволяет заснуть!
– Куда ему посоветуете ехать после ЧМ-2018?
– Считаю его человеком большого таланта. Но сначала надо доиграть чемпионат мира. Желательно — так же, как первый матч. А выбрать правильное место работы — это тоже искусство. Кто-то говорит — не рано ли сразу дергаться в суперклуб? Считаю, что для футболистов, век которых очень короток, слово "рано" неуместно. При его таланте я бы рискнул броситься в пекло!
Что же касается сборной в целом, то надо ее поддерживать так же, как это происходило на матче открытия. Это сразу чувствуется, и ты понимаешь, что в тебя верят. Это чувство — верят или нет — возникает сразу, как только выходишь на концерт. Хотя у нас не хлопают и не кричат во время исполнения — разве что в Японии, Китае или Корее могут закричать по ходу исполнения Чайковского. Но поддержка — необходима, и уверен, что в Питере в этом плане будет что-то сумасшедшее.
– А в какой компании смотрели матч открытия?
– С Валерием Гергиевым с одной стороны, Виталием Мутко и Леонидом Федуном — с другой. Знакомых была куча! Кстати, когда сломался Дзагоев, Мутко через секунду сказал: "Налево выйдет Черышев, а Головин переместится в центр". Может быть, он что-то знал?.. Он и радовался сильнее всех. Кстати, Черчесов рассказал, что Мутко здорово играет в футбол.
– Удивил ли вас Денис Черышев со своим дублем?
– Кто бы мог подумать! Рад и за него, и за его отца Дмитрия, которого прекрасно помню по тем временам, когда он играл. С сумасшедшей скоростью был нападающий! Как же здорово, что на таланте сына природа не отдохнула. Это их общий успех, и представляю, как радуется отец. Уверен, что он еще покажет себя на этом турнире, раз, что называется, масть пошла с самого начала.
– Два года назад вы говорили мне, что на открытии чемпионата мира надо обязательно поразить мир. Ваши слова: "Мечтаю, чтобы открытие ЧМ-2018 прогремело не меньше, чем Италия-1990 с концертом трех теноров!"
– Прекрасно помню это интервью и эти слова. Такую команду, как на этом концерте, вряд ли удастся когда-нибудь собрать вместе еще раз. Так сошлись звезды, что все эти звезды мировой сцены были свободны вечером 13 июня! Это чудо, потому что у каждого из них график расписан на пять лет вперед. Считаю, что та атмосфера, которая царила пусть на холодной в этот вечер Красной площади, передалась нашей сборной перед матчем открытия. На сцене было очень жарко. Поверьте, мы не заметили этого ветра, из-за которого зрителям, наверное, было неудобно.
– Я чуток подзамерз, не скрою. Тем более что пришел туда в пиджаке без верхней одежды — хорошо, что шарф с собой взял.
– Что ж делать! Повезло хотя бы в том, что не было дождя. Накануне, в День России, просто лило. В тот день после получения государственной премии я был на приеме в Кремле, где оказался впервые в жизни, – и тут пошел дождь. Сразу возникли всякие мысли. Но в итоге у нас получился абсолютно исторический концерт, который будут вспоминать многие годы — так же, как концерт трех теноров в римских термах Каракаллы в 1990 году. У культуры и спорта — очень много пересечений. Дирижер — это тренер, оркестр — игроки, репетиция — тренировка. Но главное — ради чего и мы, и спортсмены выходим на сцену – это игра для зрителей.
Считаю, что это знаковая акция для нашей страны и для всего мира. Культура — это то, чем мы гордимся, и тут она была представлена во всей красе. Наша музыка, наш оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым, который очень помог в организации этого действа. Когда я сказал ему, что 13 июня будем делать концерт, Гергиев включился и здорово помог.
– Чем?
– У Пласидо Доминго с Анной Нетребко сейчас идут репетиции "Макбет" в Берлине. Утром в день концерта они были еще там, и на рейсовом самолете никак не успевали. Гергиев договорился о частном борте, и они оказались на Красной площади вовремя. Между прочим, и сам он, и оркестр выступали без гонорара, и это говорит о многом. Да и вообще, все выступали за чисто символические гонорары, поскольку понимали, что это совершенно не коммерческий концерт, и понимали его значимость.
– Выступление Доминго — это вообще, на мой взгляд, ключевая вещь, поскольку оно протянуло нить между ЧМ-1990 и ЧМ-2018.
– Полностью согласен. Пласидо — это мост между временами. Тем более если учесть, как он неравнодушен к футболу. В 77 лет невозможно представить, чтобы певцы находились в такой технической, а главное, душевной форме, как он. У него расписан весь год, он перемещается по всему миру и поет огромное количество премьер. Доминго уникальные человеческие качества. В очередной раз убеждаюсь: чем гениальнее человек, тем он проще в общении.
Счастье, что он на этом концерте был. Паваротти с нами больше нет, Каррерас не совсем здоров и хоть поет, но очень редко. Великая троица распалась. Однако Доминго находится на пике формы, хотя далеко не все певцы и до 70 допевают. Например, уникальная примадонна Галина Вишневская ушла со сцены в расцвете сил, видимо, что-то почувствовав и захотев, чтобы зритель запомнил ее блистательной. А Пласидо продолжает петь на том же уровне, что и раньше. И это уникально.
– Как и то, что Юрий Семин, пусть он и на шесть лет моложе, продолжает на том же уровне тренировать и выигрывать чемпионаты. Кстати, он тоже был на концерте на Красной площади и в нашем разговоре восхищался им.
– Еще бы! С этим связана отдельная история. После того, как во время нашей с вами предыдущей беседы после окончания чемпионата России я сказал о Юрии Павловиче теплые слова, он мне позвонил. Поблагодарил, и мы прекрасно пообщались за жизнь. Он спросил, можно ли попасть на концерт на Красной площади, и хотя лист ожидания у меня был под триста человек, для Семина мы места, конечно, нашли! Он и после концерта звонил и восторгался. Мы сошлись во мнении: какое же счастье, что у нас это все происходит. Юрий Палыч шел по этим улицам, видел эти кафешки, смотрел на болельщиков из разных стран… Это же необычайная, уникальная атмосфера!
Сейчас я в Казани. В пять часов у меня здесь же концерт на Рахманиновском фестивале — но как я мог не сходить на стадион? Дальше улетаю в Лондон, там у меня концерт. В день игры с Египтом лечу в Питер. В 18.30 посадка в "Пулково", в девять вечера, естественно, на матче. В полночь играем с Гергиевым концерт в Репино, в новом зале, который он построил. Потом улетаю в Дрезден, где у меня на следующий день концерт с Юрием Темиркановым. График, в общем, серьезный, но если есть минимальная возможность не пропустить игру сборной — как я могу себе это позволить?! Ведь все мы понимаем, что это — решающий матч. Если выигрываем у египтян — впервые за 32 года выходим в плей-офф чемпионата мира!
– Трудно ли было все организовать на главной площади страны? Нам со стороны звук казался идеальным, но ведь само собой это произойти не могло.
– Поверьте, потянуть эту махину технически было очень сложно. Красная площадь — это всегда много разных проверок, безопасность, разрешения. У нас была команда, которая с блеском все это сделала. Отдельное спасибо Дмитрию Бертману, потрясающему режиссеру театра "Геликон-опера", которого я пригласил срежиссировать этот гала-концерт. Это со стороны кажется, что такой концерт просто организовать. На самом деле должен сложиться пазл из миллиона составляющих. К счастью, все произошло.
– Что вы имеете в виду?
– Начнем с того, что концерты на открытом воздухе очень сложны технически. Это не концертный зал, здесь микрофоны, мониторы, отражение звука. Огромная часть успеха лежит на звукорежиссере и на том, как певцы и музыканты адаптируются к этим нетрадиционным для концертов условиям. К счастью, многие из них имеют опыт концертов open air. Ведь шла прямая телетрансляция на весь мир, и опасность какого-нибудь технического сбоя была велика. К счастью, все прошло благополучно. Нам помогала французская команда, и в режиссерской царила весьма накаленная атмосфера, кипели страсти. Но по окончании концерта все были лучшими друзьями!
Между прочим, от Кремлевской стены идет большой звуковой резонанс, эхо. Из-за этого не всегда было легко ориентироваться на сцене. Но опытные артисты смогли это сделать. И отдельное спасибо маэстро Гергиеву.
– Из всех приглашенных вами на Красную площадь артистов не было отказов?
– Ни одного! Сумели все, кого мы задумывали там увидеть. Такое, не поверите, впервые. Тем более что речь идет о топ-звездах. Считайте, что у нас на сцене была Dream Team – Месси, Криштиану Роналду, Неймар, Гризманн… Это абсолютное чудо.
– С Доминго, кстати, не обсуждали скандальную отставку главного тренера сборной Испании Хулена Лопетеги за день до старта турнира?
– А как же! Он тоже не понимает, как такое оказалось возможно. Но в силу своей дипломатичности Пласидо не стал говорить, кого в этой очень странной ситуации осуждает — тренера или федерацию. Мы же можем тоже чего-то не знать. Но факт, что он тоже был этой историей поражен и растерян. Кстати, Черчесов в нашем разговоре вспомнил, как нелегко ему пришлось на "Сантьяго Бернабеу", когда Фернандо Йерро в четвертьфинале Кубка чемпионов 1991 года "Реал" – "Спартак" бил ему в упор. И мы тогда обыграли Королевский клуб и прошли в полуфинал!
Говорили с Доминго и о Зидане, человеке, который был гениальным футболистом, а едва став тренером, установил достижение, которое еще нескоро кто-то превзойдет — выиграл три Лиги чемпионов подряд. Непосредственно причины его ухода не обсуждали, но мое мнение — Зинедин ощущает, что "Реалу" предстоят большие перемены, и предчувствует, что момент для его ухода настал. Он же мудрый человек.
– О Салахе и Серхио Рамосе с Пласидо не говорили?
(Смеется) — Нет, не успели. Там все было настолько стремительно! Они с Нетребко прилетели, по сути, сразу на концерт. Время немножко пообщаться было только, когда он закончился.
В прошлом году мы в Дрездене играли с Гергиевым концерт Чайковского тоже open air концерт, пришло 50 тысяч. И Доминго там дирижировал, что стало сенсацией! Мало кто об этом знает, но он не только поет. Это сложный концерт для аккомпанемента, он переживал, но все прошло блестяще.
– Доминго собирается приехать еще на какие-то матчи чемпионата мира?
– Думаю, на плей-офф. Не хочется загадывать, но кто знает — может, с испанцами встретимся в 1/8 финала, и мы будем сидеть на трибуне рядом.
– Кто еще из участников концерта, кроме вас с Доминго и Гергиевым, по-настоящему увлечен футболом?
– Эльдар Абдразаков. Потрясающий бас, мировая звезда. Мы с ним часто играем в футбол в Мариинском театре. Гениально жонглирует мячом. На матче открытия был вместе с нами. Наш человек! Болеет, по-моему, за "Барселону". Анна Нетребко была в Цюрихе 2 декабря 2010-го, приехав поддержать нашу заявку в двухчасовом перерыве между репетицией и спектаклем, и ее поддержка тоже сыграла свою роль. В тот момент надо было собрать значимых людей из любых сфер, которые ассоциировались с Россией. Анна — одна из суперзвезд сцены, известная во всем мире. Она одна из самых темпераментных наших болельщиц!
– Она "зажгла" в завершении концерта, сплясав под "Калинку". Не очень верю, что ее исполнение всеми участниками действа на Красной площади было чистой импровизацией, как это было представлено.
– Фактически весь этот концерт — импровизация. У нас была какая-то заготовка программы. Но очень многое решалось в день концерта, в три часа. По "Калинке" все тогда и решилось. В это время Пласидо увидел ее ноты и начал разучивать: "Калинька, малинька..." Пошел в артистическую и написал произношение, чтобы не ошибиться. И репетировал ее за четыре часа — хотел сказать, до матча…
Это была моя задумка, не скрою. Помните, как три тенора в Каракалла пели О Sole Mio? Ее знают все. Считаю, что есть две русские песни, которые известны во всем в мире — то есть аудитории, смотревшей концерт. Это "Очи черные", которые спел Эльдар Абдразаков — и, кстати, в 90-м году пели три тенора. И "Калинка". Есть еще "Подмосковные вечера", но их больше знают в Азии — Китае и особенно Японии, где это суперхит. А в Европе и Америке — меньше. "Калинка" же абсолютно универсальна.
Надо было видеть выражение лица маэстро Гергиева, который дирижировал "Калинку" как Вагнера! Это ведь сложно, когда так много ярких певцов, оркестр, концерт на открытом воздухе. И все это нужно собрать воедино. Этот финал мог развалиться в любую секунду! Певцы стояли далеко друг от друга, звук отражался — и это был опасный момент. Отдельное спасибо дирижеру. Нетребко побежала якобы переворачивать мне ноты — а, подойдя к роялю и не увидев нот, просто пустилась в пляс. И вот это уже точно было чистой импровизацией! В такие моменты и рождается что-то искреннее и запоминающееся.
"Калинка" была спета на фантастическом уровне! Такие тенора, как Хуан Диего Флорес, Юсиф Эйвазов, Доминго так тянули эту ноту "соль" наверху, что было ощущение: это не "Калинка", а опера! И меня не удивляет, что день спустя, когда я летел в самолете из Москвы, группа попутчиков-испанцев "заряжала" "Калинку" на полную катушку.
– Сколько килограммов потеряли вы за время исполнения Первого концерта Чайковского?
– У меня бывали разные ситуации. Я играл и пять концертов Рахманинова за один день. Тогда — три килограмма. Сейчас не взвешивался. Для меня каждый концерт — как последний, не делю их на ответственные и не очень. Но понятно, что здесь атмосфера предвосхищения чемпионата мира — это было нечто особенное.
– Моментами, когда вас показывали крупным планом, казалось, что вы разговариваете с инструментом.
– Конечно. Диалог с инструментом всегда есть. Это живое существо, и от того, насколько ты найдешь с ним контакт, зависит успех концерта.
– А сложно быть ведущим на таком концерте?
– Вот это гораздо сложнее, чем играть на рояле! Не сразу мне удалось убедить самого себя, что я должен этот концерт вести. Я обычно сам веду джазовые концерты. Но здесь — совершенно другое. Нужно было расшифровать публике, что вообще происходит. И здесь мне очень помог Дмитрий Бертман со своей помощницей, вместе с которыми мы составляли подводки к каждому произведению с привязкой к футболу. Были какие-то заготовленные каркасы, но я очень много импровизировал по ходу ведения этого концерта.
И, конечно, это было легко делать в паре с очаровательной Наташей Водяновой, которая придала этому лоск. Она не просто супермодель, а замечательный человек, который делает очень много добрых дел для больных детей и инвалидов и вообще на этом не пиарится. Это был ключевой момент в ее приглашении на роль моей соведущей.
– То есть это была ваша личная инициатива?
– Абсолютно. Я вообще составил всю программу, каждому звонил, договаривался.
– А приход Владимира Путина на концерт планировался заранее?
– За несколько дней мы узнали, что в его программе есть приход на наш концерт. Для нас стало большой честью, что они вместе с Джанни Инфантино его посетили. Кстати, очень много людей пришли и на концерт, и на следующий день на матч открытия. Было ощущение, что мы не расставались с предыдущего дня!
– Считаю, что настоящее открытие чемпионата было именно на Красной площади. Потому что церемония перед самой игрой в "Лужниках" была сколь короткой, столь и обыденной.
– Не хочу ничего критиковать. Начнем с того, что открытие ЧМ — это не открытие Олимпиады. В Сочи был просто шедевр! Здесь же установка ФИФА в том, чтобы оно было небольшим и довольно формальным. Но ощущение начала грандиозного праздника было гораздо важнее любой церемонии.
– Кстати, почему ФИФА вместе с Робби Уильямсом выбрала именно нашу молодую оперную диву Аиду Гарифуллину?
– В первую очередь потому, что она замечательная, блистательная певица, обладательница потрясающего голоса. У нее сейчас идет очень серьезный взлет, она гастролирует в самых легендарных театрах. И к тому же — девушка необыкновенной красоты. У нее все совпало!
– Не удалось "пробить" подброшенную мной идею, чтобы Александр Овечкин, Евгений Кузнецов и Дмитрий Орлов прямо во время концерта вынесли на сцену Кубок Стэнли?
– Я общался с людьми, которые связаны и с ФИФА, и с трансляцией концерта. Они сказали, что это категорически невозможно. К моему сожалению, потому что ваша мысль пришлась мне по душе. Тем более что они и выиграли серию в такие сроки, что технически успевали бы привезти трофей в Москву. Но таковы тонкости спортивного бизнеса, в которые я не вдаюсь.
Безумно рад за Овечкина, Кузнецова и Орлова. Их триумф немножко напомнил мне Русскую Пятерку "Детройта". Особенно рад за Овечкина, который ждал этого Кубка столько лет. Весь плей-офф просыпался, смотрел ночные трансляции, кричал посреди ночи — и с "Питтсбургом", и с "Тампой", и с "Вегасом". Ключевой момент — когда проигрывали в серии "Тампе" 2-3, но дважды ее разнесли!
– Вы с ними знакомы?
– Конечно. Мало того, два года назад Овечкин финансово помогал моему детскому международному конкурсу Grand Piano Competition, за что ему огромное спасибо. Перевел деньги на премиальный фонд для детей.
– И последнее. Верится ли вам в успешный проход в плей-офф нашей сборной?
– Человек я очень эмоциональный, внутри все кипит. Но стараюсь погасить свои эмоции, чтобы вскрикнуть позже. По-настоящему и от радости. Всегда говорил, что у нас замечательные молодые талантливые ребята, которым нужно просто помочь раскрыться. Удачи им! Верю в них до конца.
Игорь Рабинер
« назад