Денис Мацуев: Самая лучшая вакцина - это музыка
Пустые ряды кресел, сцена, где в освещенном круге – рояль. Еще минута, и на сцену выйдет солист. «Впервые за 99 лет свой истории Московская филармония проводит публичный концерт без единого слушателя в зале. При этом я знаю, что у нас сейчас аншлаг, потому что аудитория этой трансляции не поместилась бы и в ста таких залах», — сказал во вступительном слове ведущий Ярослав Тимофеев. Честь и миссию открыть новую серию онлайн-концертов, названную «Домашние сезоны», доверили Денису Мацуеву, пианисту, чей зашкаливающий артистизм способен «овеществить» любую виртуальную реальность.
Лишь хэштег #stopcoronavirus на экране напоминал о том, что наша жизнь теперь не такая, как раньше, что мы лишены живого слушательского контакта. Исполнение Дениса Мацуева по энергетике ни в чем не уступало его обычным выступлениям, и даже кое в чем приобрело. Он был еще больше сконцентрирован и максимально погружен в музыкальные образы цикла «Времена года» Чайковского. С точки зрения технологии оно вышло настолько совершенным, что было ясно – артист вписывал важную строчку в историю нашей цивилизации. А потом вместе со своими постоянным сценическими партнерами и друзьями контрабасистом Андреем Ивановым и перкуссионистом Александром Зингером он «зажег» в джазовых композициях, вселив оптимизм в самых отчаявшихся скептиков. Еще прибывая в состоянии необычайного эмоционального подъема после во всех смыслах необыкновенного концерта, Денис Мацуев (ДМ) поделился своими ощущениями и размышлениями с Евгенией Кривицкой (ЕК) о том, как жить дальше.
ДМ Признаюсь, было непросто. Ты пытаешься делать тот образ, который ты задумал, но обратной отдачи из зала, дыхания слушателей, их энергетики – нет. Справа должны идти волны, но там – пустота. Когда ты пишешь пластинку, то должен настроиться, что вокруг микрофоны и это записывается навсегда и надо играть, как в последний раз. Но тут ты находишься в зале и знаешь, что на тебя вроде смотрят, но это все — виртуальная история, как бы не настоящая. Тем не менее я прекрасно понимаю, что сейчас такие онлайн-концерты реально необходимы: как для публики, сидящей на диване, так и для самих артистов. Для нас начинаются очень несладкие времена.
ЕК Вы одним из первых, еще в конце февраля, отменили концерты за рубежом.
ДМ У меня отменилось 96 концертов. Ближайший в Европе намечен на начало сентября. Происходит коллапс, одно накладывается на другое. Еще пару недель назад мы и подумать не могли, что все будут сидеть дома. Я очень хочу, чтобы эта ситуация быстрее закончилось, потому что короновирус – не чума, не оспа. Мы все равно его победим. Сейчас важно в России – соблюдать все меры безопасности, которые предложены правительством.
ЕК А ваш фестиваль «Звезды на Байкале», традиционно проходящий в сентябре в Иркутске?
ДМ Он состоится при любой погоде.
ЕК Как вы себя чувствуете вне традиционно насыщенного графика?
ДМ Состояние непривычное. Когда ты играешь под триста концертов в год, практически каждый день выходишь на сцену, то организм настроен на определенный режим. И такие простои не на пользу. Я сейчас вышел на сцену после недельного перерыва и чувствовал себя поначалу не в своей тарелке. Вынужденное просиживание вне сцены наносит, прежде всего, моральный ущерб. Ты выходишь из этой «химии», возникающей между артистом и публикой. Мы что-то придумаем, не нарушая закон, конечно. Может быть, будем давать концерты из своего дома.
ЕК Делать онлайн-квартирники?
ДМ Почему нет?
ЕК Играть концерты – это не хобби, а профессия, но артисты внезапно оказались отрезанными от возможности себя реализовать, «выкинутыми» из жизни.
ДМ Катастрофическая ситуация. Во всем мире начался процесс расформирования оркестров, оперных коллективов — все они в кредитах, ведь выход на сцену – это единственный способ заработка. Особенно страдают солисты. Я созваниваюсь с моими друзьями в разных странах, они – в растерянности. Ну, до осени дотянуть можно, даже может быть до Нового года. А дальше как?
ЕК Ваше мнение в необходимости таких строгих карантинных мер?
ДМ Не знаю. Я сейчас, сидя дома, читал, смотрел, изучал всю информацию в СМИ, в интернете, разговаривал со знакомыми, врачами-эпидемиологами, собирал мнения… Очень противоречивая ситуация, и я пока не буду делать резюме – надо подождать хотя бы месяц, до конца апреля. Я очень держу кулаки, чтобы в нашей стране эпидемия не приняла масштабный характер. Готов играть в пустых залах, чтобы остановить эту историю, которая перевернула наше представление и о мире, и о концертной жизни.
ЕК Ваш личный распорядок дня? Наверное, появилось время выучить что-то новое?
ДМ На рояле лежат ноты Второго концерта Брамса, Второго концерта Шопена и Концерта Шумана. У меня есть свой график – собираюсь до середины апреля их выучить. Я планировал эти сочинения в программах следующего сезона и в любом случае собирался их освоить. Но пока не часто сажусь за рояль, потому что пришлось заниматься организационными вопросами. Когда каждый день приходят сообщения об отмене, нужно реагировать, принимать решения. Самое сложное – это выстроить новую логистику, представить, как и куда перенести эти концерты, фестивали, ведь на осень и так уже многое было запланировано. Но, повторюсь, пусть все останутся живы-здоровы. Надеюсь, что вскоре изобретут вакцину, хотя самая лучшая вакцина – это музыка.
« назад