Денис Мацуев: «Редко видеть свое чадо — это неправильно»

8 ноября 2018
Teleprogramma.Pro
Денис Мацуев: «Редко видеть свое чадо — это неправильно»

Что мы знаем о Денисе Мацуеве? Виртуозно играет на фортепиано и отчаянно болеет за «Спартак» — это, конечно, прежде всего. А еще Денис уже не первый год выступает в качестве члена жюри телепроекта «Синяя птица», где одаренные дети со всей страны демонстрируют свои таланты. Лучшие участники проекта, новый сезон которого мы скоро увидим на канале «Россия», после конкурса начинают выступать в коллективе Мацуева. Но, уделяя огромное внимание своим юным подопечным, Мацуев не забывает и о дочке Ане, музыкальная карьера которой уже стартовала.

«Анна Денисовна — человек жизнерадостный»

— Очень сложно понять, куда она пойдет, в каком стиле будет развиваться, — говорит Денис, с которым мы встретились на съемках «Синей птицы». — Я всегда говорю так: «Если у нее будет выдающийся талант, конечно, я приложу все усилия». Если у нее не будет таланта, она просто узнает, что такое нота. В любом случае я убежден, что каждый ребенок наравне с цифрой и буквой должен познакомиться с нотами. Это расширяет кругозор. Определенная часть мозга начинает абсолютно по-другому развиваться. Но насильно мы заставлять ребенка, конечно, никогда не будем. Хотя она — девочка музыкальная, у нее есть чувство ритма, она дирижирует, любит Стравинского. Хотя Стравинский — это далеко не самый детский композитор.

Недавно она с Эмиром Кустурицей в Иркутске провела на сцене практически полтора часа. Подошла к барабанщику из его оркестра The No Smoking Orchestra и аккомпанировала ему весь концерт, абсолютно попадая в долю. На улице было минус 2 градуса, ветер, снег, но она ни в какую не хотела оттуда уходить. Она держала ритм и была абсолютно в драйве. Вот такой, можно сказать, был сценический дебют у Анны Денисовны.

— Кстати, а почему вы называете дочку Анна Денисовна?

— Так повелось, не знаю.

— Какой у нее характер?

— Она жизнерадостный человек с большой, я бы сказал, ответственностью. Если она что-то задумала, решила, то очень внимательно подходит к любому вопросу, готовится ко всему.

— Насколько важно для артиста, чтобы его ребенок продолжил династию?

— Все будет зависеть от способностей. Если их не будет, я никогда в жизни не отправлю ее заниматься профессионально музыкой, потому что это не самый благодарный труд. Музыканты проходят большой творческий путь без каких-либо гарантий. И в нашем мире при отсутствии самого главного — большого таланта — ничего не достичь.

— Считается, что папы очень любят девочек. А те моментально начинают веревки из них вить.

— Да, есть такое дело. Но у нас как-то гармонично все получается. Хотя, безусловно, момент вседозволенности при приезде папы есть. Это точно! И я с этим ничего не могу поделать. Отказать этому ребенку невозможно!

— Насколько изменилась ваша жизнь за последние два года? Может быть, отменили часть концертов, чтобы чаще бывать дома?

— Мои концерты расписаны до 2023 года, и это случилось еще пять лет назад. Для музыканта концерт — это святое. Я никогда в жизни не отменял ни одного своего выступления. Даже когда болею, стараюсь выходить на сцену. Пять лет назад у меня было воспаление легких, и то я не отменил свой тур, а просто перенес его по причине болезни. Конечно, я понимаю, что это не совсем правильно — так редко видеть свое чадо, потому что ты многое упускаешь. Но посмотрим, как будет дальше. Концерты я точно не отменю, может быть, буду чаще брать дочь с собой.

— Вы ведь уже сейчас это потихоньку практикуете?

— Анне Денисовне нравится путешествовать, она довольно свободно чувствует себя в разных компаниях. Любит города, страны. Она уже поездила со мной достаточно.

— Кто помогает вам в этот момент?

— Бабушки, дедушки, которые просто сошли с ума от счастья!

«У меня никогда не тряслись коленки»

— За годы существования «Синей птицы» вы видели уже огромное количество талантливых ребят. Вас еще можно чем-то удивить?

— Я уже не раз говорил, что наша ведущая и автор программы Даша Златопольская обладает удивительным чувством предвидения. У нас в стране когда-то жила удивительная женщина Иветта Николаевна Воронова, которая в свое время организовала фонд «Новые имена» на территории тогда еще Советского Союза. Он в том числе нашел и меня. Иветта Николаевна не была музыкантом, но она точно видела, в каком чаде есть искорки, из кого может получиться большой музыкант. Вот у Даши это тоже есть! Поэтому она умеет удивлять нас. Хотя многих ребят, которые появляются на «Синей птице», я знал и раньше. Это выходцы из моего фонда, мы тоже занимаемся поиском юных талантов. Но тем не менее «Синяя птица» каждый год пытается всех поразить.

— В итоге некоторые дети теперь выступают с вами.

— Да, благодаря «Синей птице» мы узнали о Елисее Мысине. Или скрипач Матвей Блюмин — потрясающий победитель прошлого сезона. Сейчас мы начали записывать новый сезон программы, и опять есть потрясающие открытия для меня лично. Я уже поставил себе несколько галочек. Кого-то обязательно приглашу в команду, которая затем участвует в моих фестивалях, проектах. Вот вчера, скажем, у меня был большой концерт в Кремле на шесть тысяч человек, где со мной на сцене выступали шесть питомцев «Синей птицы».

— Как дети справляются с волнением? Одно дело телестудия, а другое — Кремль, шесть тысяч зрителей.

— Вы знаете, помимо того что это поколение обладает многими талантами, оно еще умеет правильно скрыть волнение на сцене — это тоже признак большого артиста. Волнение есть у всех. Если его нет, надо понять, почему так происходит, и даже призадуматься.

У меня никогда не было такого, чтобы перед сценой тряслись коленки, чтобы я дрожал… Обычно наоборот — все внутри кипит! Всю жизнь, с самого детства я хотел выбежать на сцену и показать свою игру, быстрее добежать до инструмента. То же самое сейчас, ничего не изменилось. А дети, конечно, тоже волнуются, но они умеют перебороть это состояние. Каким образом у них получается — я не понимаю. Это огромный талант!

«Порой у родителей сносит крышу»

— Кто в вашей биографии сыграл самую важную роль?

— Самый главный мой вдохновитель — это родители, которые, наверное, на 150% сыграли ключевую роль в моей карьере и жизни. Я всегда привожу их в пример. В 1991 году они бросили все в Иркутске и переехали со мной в Москву, в полную неизвестность. Самое интересно: они понимали, что в тот момент нужно было уезжать, а я этого не хотел! Родители знали: если сейчас этого не сделать, то будет поздно. Я должен был вариться в определенной среде, учиться в лучшей школе мира, где вместе собраны все таланты. Мне нужен был скачок.

Поэтому успех талантливого ребенка, конечно, неразделим с талантом родителей. Более того: родительский талант должен быть иногда даже выше таланта ребенка. Они должны понимать, как развивать его и организовать для этого все необходимое. И задача педагогов, фонда «Новые имена», нашей команды в том, чтобы объяснить родителям их задачу, насколько это возможно. Бывают примеры очень, очень сложные. Иногда у родителей, извините, сносит крышу гораздо раньше, чем у их ребенка.

— И как они ведут себя?

— Они начинают думать, что уже всего достигли. Сегодня они появились на телевидении — значит, завтра начинается карьера, они будут играть во всех залах мира. И вот тут немедленно нужен ледяной душ!

В эти моменты мы говорим, что «Синяя птица» — это только самое начало. Вам дан шанс, но с завтрашнего утра придется начинать все с чистого листа. И так будет всю жизнь. Если вы хотите связать жизнь со сценой, с музыкой — не важно, классической, народной или джазовой, — вас ждет тяжелейший, каторжный труд.

«Музыка в машинах — это большой обман»

— Как вы считаете, родители должны в какой-то момент заставлять ребенка заниматься, репетировать или у ребенка само собой должно возникнуть это желание?

— Каждый ребенок — это все-таки ребенок, каким бы талантливым он ни был. И детство должно быть у каждого. У меня, например, всегда были и футбол, и хоккей. Я ходил в театр, кино, читал книги — рос обычным современным ребенком. Я понимал, что происходит в мире, что сейчас в моде. В этом отношении я был нормальным вундеркиндом.

Нет никакого точного рецепта по отношению ко всем одаренным детям. К каждому должен быть индивидуальный подход. Кто-то может заниматься всего час в день, а кому-то нужно четыре или пять. По моему глубочайшему убеждению, проводить 8 — 9 часов за инструментом все-таки не стоит, потому что после трех часов занятий включается только технический аппарат. А голова уже не работает. Если правильно заниматься, 2 — 3 часа каждый день — это оптимальная история для того, чтобы держать себя в форме и разучивать новый репертуар.

— Дети, участвующие в «Синей птице», — из самых разных семей. Как их родители, далекие от творчества люди, смогли понять, что у детей есть талант?

— Есть ребенок реагирует на ритм, на мелодию, начинает петь и двигаться в такт любой музыке, ему стоит заниматься. Хорошо бы, чтобы доме играла классика, а не то, что звучит в наших машинах, когда мы стоим в пробках. В нашей стране нет классического радио, и это огромная проблема, о которой я все чаще буду говорить. Есть блистательная станция «Орфей», но ее слушают только в Москве, в регионах ее нет. В каком состоянии едут люди на работу каждое утро? Если прислушаться, что звучит в машинах, то это, извините, долбежка, которая просто всасывается в подкорку. В каком настроении люди приезжают на работу? Это же просто опасно для здоровья, для жизни. Это большой обман. В советское время была потрясающая традиция, когда практически в каждой семье стояло пианино и ребенок ходил в музыкальную школу. Вне зависимости от того, станет ребенок музыкантом или нет, это все равно пойдет на благо. По-моему, министр даже наш говорил: люди, оканчивающие музыкальную школу, никогда в жизни не привлекались в комнату милиции. Мне кажется, это о многом свидетельствует!

Падерина Ксения

Teleprogramma.Pro

Метки: интервью

« назад