Денис Мацуев: «Редко видеть свое чадо — это неправильно»
Что мы знаем о Денисе Мацуеве? Виртуозно играет на фортепиано и отчаянно болеет за «Спартак» — это, конечно, прежде всего. А еще Денис уже не первый год выступает в качестве члена жюри телепроекта «
«Анна Денисовна — человек жизнерадостный»
— Очень сложно понять, куда она пойдет, в каком стиле будет развиваться, — говорит Денис, с которым мы встретились на съемках «Синей птицы». — Я всегда говорю так: «Если у нее будет выдающийся талант, конечно, я приложу все усилия». Если у нее не будет таланта, она просто узнает, что такое нота. В любом случае я убежден, что каждый ребенок наравне с цифрой и буквой должен познакомиться с нотами. Это расширяет кругозор. Определенная часть мозга начинает абсолютно по-другому развиваться. Но насильно мы заставлять ребенка, конечно, никогда не будем. Хотя она — девочка музыкальная, у нее есть чувство ритма, она дирижирует, любит Стравинского. Хотя Стравинский — это далеко не самый детский композитор.
Недавно она с Эмиром Кустурицей в Иркутске провела на сцене практически полтора часа. Подошла к барабанщику из его оркестра The No Smoking Orchestra и аккомпанировала ему весь концерт, абсолютно попадая в долю. На улице было минус 2 градуса, ветер, снег, но она ни в какую не хотела оттуда уходить. Она держала ритм и была абсолютно в драйве. Вот такой, можно сказать, был сценический дебют у Анны Денисовны.
— Кстати, а почему вы называете дочку Анна Денисовна?
— Так повелось, не знаю.
— Какой у нее характер?
— Она жизнерадостный человек с большой, я бы сказал, ответственностью. Если она что-то задумала, решила, то очень внимательно подходит к любому вопросу, готовится ко всему.
— Насколько важно для артиста, чтобы его ребенок продолжил династию?
— Все будет зависеть от способностей. Если их не будет, я никогда в жизни не отправлю ее заниматься профессионально музыкой, потому что это не самый благодарный труд. Музыканты проходят большой творческий путь без каких-либо гарантий. И в нашем мире при отсутствии самого главного — большого таланта — ничего не достичь.
— Считается, что папы очень любят девочек. А те моментально начинают веревки из них вить.
— Да, есть такое дело. Но у нас как-то гармонично все получается. Хотя, безусловно, момент вседозволенности при приезде папы есть. Это точно! И я с этим ничего не могу поделать. Отказать этому ребенку невозможно!
— Насколько изменилась ваша жизнь за последние два года? Может быть, отменили часть концертов, чтобы чаще бывать дома?
— Мои концерты расписаны до 2023 года, и это случилось еще пять лет назад. Для музыканта концерт — это святое. Я никогда в жизни не отменял ни одного своего выступления. Даже когда болею, стараюсь выходить на сцену. Пять лет назад у меня было воспаление легких, и то я не отменил свой тур, а просто перенес его по причине болезни. Конечно, я понимаю, что это не совсем правильно — так редко видеть свое чадо, потому что ты многое упускаешь. Но посмотрим, как будет дальше. Концерты я точно не отменю, может быть, буду чаще брать дочь с собой.
— Вы ведь уже сейчас это потихоньку практикуете?
— Анне Денисовне нравится путешествовать, она довольно свободно чувствует себя в разных компаниях. Любит города, страны. Она уже поездила со мной достаточно.
— Кто помогает вам в этот момент?
— Бабушки, дедушки, которые просто сошли с ума от счастья!
«У меня никогда не тряслись коленки»
— За годы существования «Синей птицы» вы видели уже огромное количество талантливых ребят. Вас еще можно чем-то удивить?
— Я уже не раз говорил, что наша ведущая и автор программы Даша Златопольская обладает удивительным чувством предвидения. У нас в стране когда-то жила удивительная женщина Иветта Николаевна Воронова, которая в свое время организовала фонд «Новые имена» на территории тогда еще Советского Союза. Он в том числе нашел и меня. Иветта Николаевна не была музыкантом, но она точно видела, в каком чаде есть искорки, из кого может получиться большой музыкант. Вот у Даши это тоже есть! Поэтому она умеет удивлять нас. Хотя многих ребят, которые появляются на «Синей птице», я знал и раньше. Это выходцы из моего фонда, мы тоже занимаемся поиском юных талантов. Но тем не менее «Синяя птица» каждый год пытается всех поразить.
— В итоге некоторые дети теперь выступают с вами.
— Да, благодаря «Синей птице» мы узнали о Елисее Мысине. Или скрипач Матвей Блюмин — потрясающий победитель прошлого сезона. Сейчас мы начали записывать новый сезон программы, и опять есть потрясающие открытия для меня лично. Я уже поставил себе несколько галочек. Кого-то обязательно приглашу в команду, которая затем участвует в моих фестивалях, проектах. Вот вчера, скажем, у меня был большой концерт в Кремле на шесть тысяч человек, где со мной на сцене выступали шесть питомцев «Синей птицы».
— Как дети справляются с волнением? Одно дело телестудия, а другое — Кремль, шесть тысяч зрителей.
— Вы знаете, помимо того что это поколение обладает многими талантами, оно еще умеет правильно скрыть волнение на сцене — это тоже признак большого артиста. Волнение есть у всех. Если его нет, надо понять, почему так происходит, и даже призадуматься.
У меня никогда не было такого, чтобы перед сценой тряслись коленки, чтобы я дрожал… Обычно наоборот — все внутри кипит! Всю жизнь, с самого детства я хотел выбежать на сцену и показать свою игру, быстрее добежать до инструмента. То же самое сейчас, ничего не изменилось. А дети, конечно, тоже волнуются, но они умеют перебороть это состояние. Каким образом у них получается — я не понимаю. Это огромный талант!
«Порой у родителей сносит крышу»
— Кто в вашей биографии сыграл самую важную роль?
— Самый главный мой вдохновитель — это родители, которые, наверное, на 150% сыграли ключевую роль в моей карьере и жизни. Я всегда привожу их в пример. В 1991 году они бросили все в Иркутске и переехали со мной в Москву, в полную неизвестность. Самое интересно: они понимали, что в тот момент нужно было уезжать, а я этого не хотел! Родители знали: если сейчас этого не сделать, то будет поздно. Я должен был вариться в определенной среде, учиться в лучшей школе мира, где вместе собраны все таланты. Мне нужен был скачок.
Поэтому успех талантливого ребенка, конечно, неразделим с талантом родителей. Более того: родительский талант должен быть иногда даже выше таланта ребенка. Они должны понимать, как развивать его и организовать для этого все необходимое. И задача педагогов, фонда «Новые имена», нашей команды в том, чтобы объяснить родителям их задачу, насколько это возможно. Бывают примеры очень, очень сложные. Иногда у родителей, извините, сносит крышу гораздо раньше, чем у их ребенка.
— И как они ведут себя?
— Они начинают думать, что уже всего достигли. Сегодня они появились на телевидении — значит, завтра начинается карьера, они будут играть во всех залах мира. И вот тут немедленно нужен ледяной душ!
В эти моменты мы говорим, что «Синяя птица» — это только самое начало. Вам дан шанс, но с завтрашнего утра придется начинать все с чистого листа. И так будет всю жизнь. Если вы хотите связать жизнь со сценой, с музыкой — не важно, классической, народной или джазовой, — вас ждет тяжелейший, каторжный труд.
«Музыка в машинах — это большой обман»
— Как вы считаете, родители должны в какой-то момент заставлять ребенка заниматься, репетировать или у ребенка само собой должно возникнуть это желание?
— Каждый ребенок — это все-таки ребенок, каким бы талантливым он ни был. И детство должно быть у каждого. У меня, например, всегда были и футбол, и хоккей. Я ходил в театр, кино, читал книги — рос обычным современным ребенком. Я понимал, что происходит в мире, что сейчас в моде. В этом отношении я был нормальным вундеркиндом.
Нет никакого точного рецепта по отношению ко всем одаренным детям. К каждому должен быть индивидуальный подход. Кто-то может заниматься всего час в день, а кому-то нужно четыре или пять. По моему глубочайшему убеждению, проводить 8 — 9 часов за инструментом все-таки не стоит, потому что после трех часов занятий включается только технический аппарат. А голова уже не работает. Если правильно заниматься, 2 — 3 часа каждый день — это оптимальная история для того, чтобы держать себя в форме и разучивать новый репертуар.
— Дети, участвующие в «Синей птице», — из самых разных семей. Как их родители, далекие от творчества люди, смогли понять, что у детей есть талант?
— Есть ребенок реагирует на ритм, на мелодию, начинает петь и двигаться в такт любой музыке, ему стоит заниматься. Хорошо бы, чтобы доме играла классика, а не то, что звучит в наших машинах, когда мы стоим в пробках. В нашей стране нет классического радио, и это огромная проблема, о которой я все чаще буду говорить. Есть блистательная станция «Орфей», но ее слушают только в Москве, в регионах ее нет. В каком состоянии едут люди на работу каждое утро? Если прислушаться, что звучит в машинах, то это, извините, долбежка, которая просто всасывается в подкорку. В каком настроении люди приезжают на работу? Это же просто опасно для здоровья, для жизни. Это большой обман. В советское время была потрясающая традиция, когда практически в каждой семье стояло пианино и ребенок ходил в музыкальную школу. Вне зависимости от того, станет ребенок музыкантом или нет, это все равно пойдет на благо. По-моему, министр даже наш говорил: люди, оканчивающие музыкальную школу, никогда в жизни не привлекались в комнату милиции. Мне кажется, это о многом свидетельствует!
Падерина Ксения
« назад