Денис Мацуев: «Футбол и музыка способны вылечить людей»

4 июля 2018
АиФ
Денис Мацуев: «Футбол и музыка способны вылечить людей»

Кажется, более преданного, искреннего, понимающего болельщика, чем Денис Мацуев, у сборной России просто нет. Мацуев, в сущности, живет жизнью сборной настолько глубоко и полно, насколько это вообще возможно для человека совсем иного рода занятий.

Во вторник Денис приехал в Новогорск посмотреть тренировку команды, которая вошла в число восьми сильнейших на чемпионате мира. И стал самым желанным ее гостем, причем в первую очередь — для футболистов, которые выкатили гениальному музыканту самый настоящий футбольный мяч со своими автографами.

Если Денис Мацуев думал, что ему удастся ускользнуть от вопросов, он сильно заблуждался. Впрочем, он так не думал: общался с прессой легко, с удовольствием, для души.

Константин Столбовский, АиФ.ru: До матча с Испанией вы представляли, что сборная России может сыграть именно по такому сценарию: от обороны, закрывшись?

Денис Мацуев: Я доверяю нашему командору, нашему маэстро. Тактика, которая была выбрана, — как мы теперь понимаем, победная.

— В каком жанре была написана партитура этого матча?

— «Болеро» Равеля. Из нарастающего «ничего» — вулкан, кульминация, взрыв! Кульминация — это пенальти... Вот именно такая история.

— Михаил Боярский признался, что во время серии пенальти забыл текст роли. А вы не сфальшивили?

— Я был свободен, слава богу. Смотрел футбол на стадионе. Но у меня 260 концертов в год, почти каждый день я на сцене. А концерт — это 8-9 бисов. Зрители просят — ты идешь на бис. Получается, по 8-9 пенальти на каждом концерте.

— Вам удалось посмотреть Хорватию? Она сильнее Испании?

— Знаете, когда нам попались испанцы, я сказал, что это хорошо. В матче Хорватия — Дания болел, естественно, за датчан. За Петера Шмейхеля (легендарный датский голкипер. — АиФ.ru), с которым хорошо знаком. Мы в четыре руки играли концерт Рахманинова за две недели до начала чемпионата мира. Петер пришел ко мне на концерт в Санкт-Петербурге. Он поклонник русской музыки и вашего покорного слуги в том числе. И я так переживал за его сына, который просто летал в «раме» и доставал все, что можно и нельзя (Каспер Шмейхель защищал на ЧМ-2018 ворота сборной Дании. — АиФ.ru)!

Но в четвертьфинал прошла Хорватия, и если уж мы говорим о топ-сборных, то Хорватия в этот топ, безусловно, входит.

— Со Станиславом Саламовичем теперь тоже, наверное, хочется сыграть в четыре руки. Придется его научить.

— Обязательно!

— Кому важнее пальцы беречь: вратарю или музыканту?

— 5 июля я буду играть на Красной площади, а сборная России 7 июля — в Сочи. Если мы начнем беречь руки и ноги (ноги, правда, не так важны для пианиста, но все-таки у инструмента есть три педали, и они очень-очень важные), ни о какой страсти не может быть и речи.

Первая скрипка — Дзюба, ударник — Акинфеев

— Почему, как думаете, на чемпионате мира так здорово стреляют «андердоги»? Вон как Япония Бельгию потрепала...

— О да! Болели мы в тот вечер страшно, японцы здорово играли! Я за них так сильно переживал! А матч Япония — Сенегал мы смотрели в Екатеринбурге с принцессой Хисако Такамадой. Ее Императорское Высочество очень любит футбол... Да, именно этим и интересен наш чемпионат: своей удивительной непредсказуемостью. Думаю, сюрпризы еще совсем не закончились.

— Куда поставите мяч, на котором расписалась сборная России?

— На рояль, между Прокофьевым и Чайковским. Возьму на сцену, правда.

— Кто в нашей команде солист? Дзюба, Акинфеев?

— Чисто визуально привлекает, конечно, атакующая линия. Дзюба играет в ней первую скрипку, но без альтов, виолончелей, контрабасов и валторн его соло не было бы таким ярким. И без ударника, конечно. Ударники в оркестре тоже стоят на задней линии, как Игорь Акинфеев.

— Интересно, футболисты слушают вашу музыку?

— Слушают. Владимир Габулов сказал, что смотрел полностью наш концерт на Красной площади, который мы провели с друзьями 13 июня: с Валерием Гергиевым, Анной Нетребко, Пласидо Доминго. Володя признался: «Так передалось нам на следующий день на открытии!» Знаю, что Саша Ерохин слушает мои записи. Ну и со Станиславом Саламовичем у нас договор: я хожу к нему, он ходит ко мне. Он умеет меня воодушевлять.

— То есть Черчесов может прийти к вам в гримерку?

— Разумеется.

— А вы, соответственно, — в раздевалку сборной.

— Нет, здесь очень тонкая история. Все-таки у футбольной команды своя аура, своя химия, которую ни в коем случае нельзя тревожить. Если бы он играл в своей команде один, я бы к нему пришел. У пианиста тоже есть свои ритуалы, но, когда я вижу Черчесова перед концертом, мне становится теплее.

Все свои матчи сборная России сыграла для зрителя

— Получая из рук президента орден Почета, вы произнесли речь, посвященную тактическому построению сборной России...

— Я сравнил команду с симфоническим оркестром. Правда, не угадал с четырьмя валторнами: вместо четырех с Испанией играли пять (имею в виду защитников). Но это настолько точная аналогия, на мой взгляд! Оркестр — команда. Тренер — дирижер. Тренировки — репетиции. А концерт — это матч. И самое главное: музыканты и футболисты выходят на сцену или на поле для того, чтобы играть для зрителя.

Все свои матчи сборная России сыграла для зрителей, разве нет? Даже с Уругваем. Я восхищен атмосферой, которая царит в команде. Ребята просто летают на тренировках, я такой «тики-таки» не видел даже в исполнении сборной Испании. Уже просто невозможно, нереально представить себя без нашей сборной! И так хочется, чтобы этот кайф продлился как можно дольше!

— Музыка и футбол помогают людям подняться над собой?

— 28 лет назад три великих тенора пели накануне финала чемпионата мира 1990 года, который проходил в Италии. Знаменитый концерт Лучано Паваротти, Хосе Каррераса и Пласидо Доминго — это отправная точка, в которой миллионы людей полюбили классическую музыку. Люди, слушавшие наш концерт на Красной площади, который я организовал за день до открытия чемпионата мира в России, пришли потом в концертный зал...

То же самое и с футболом. Футбол и музыка — это настоящее, это будет и через 100 лет, и через 200. Они способны примирить людей, вылечить их, отвлечь от жизненных проблем. Это животворный оазис человечества на долгие-долгие времена.

АиФ


« назад