Денис Мацуев - о самоизоляции с семьей и о том, как интуиция уберегла его от опасных поездок
Из-за эпидемии мне пришлось отменить или перенести около 100 сольных концертов и выступлений с оркестрами. Не состоится и юбилейный в Кремле, который планировали на июнь. Когда мы вновь сможем выйти на сцену, предсказать невозможно. Более того, нам, музыкантам, придется ждать возвращения к обычной жизни дольше всех. Массовые мероприятия, к которым относятся и концерты, вряд ли разрешат сразу после отмены карантина. В Китае открыли кинотеатры, но через несколько дней закрыли. Зрители не шли. Во время карантина люди привыкли, сидя дома на удобном диване, смотреть фильмы онлайн, в замечательном качестве, да еще и с бокалом вина или чашкой кофе.
Концертная жизнь сейчас тоже перекочевала в онлайн. Самые знаменитые оркестры и оперные театры открыли бесплатный доступ к своим архивам. Мое выступление 20 марта в Москве в пустом зале Чайковского собрало уже четыре миллиона просмотров! Ощущения от пустого зала шокирующие. Даже зная, что на тебя смотрят миллионы, очень сложно играть «в стену», без отклика публики. Хотя генеральные репетиции с оркестром проходят именно так. Поначалу такие выступления пережили настоящий бум. Но сейчас он постепенно стихает. Ведь в отличие от кино живое восприятие классической музыки, оперы или балета несравнимо с онлайн-прослушиванием и просмотром. Думаю, киноиндустрия пострадает больше, чем концерты. Я вижу всплеск зрительского интереса, в первую очередь к классическим музыкантам. Наша аудитория молодеет с каждым годом — и это большое достижение. Новое поколение ходит на концерты классической музыки. Что абсолютно противоположно Европе, где в зале лишь седые головы.
Некоторые страны Евросоюза планируют вернуться к прежней жизни только в сентябре 2021 года! В Америке — в конце 2021-го, начале 2022-го. Таким образом, я могу потерять до 300 концертов — у меня график расписан на пять лет вперед. И это ужасно! Мне очень сложно без сцены. Она меня заряжает, лечит. Отдавая энергию в зрительский зал, взамен получаешь гораздо больше. Очень тревожит финансовое состояние моих коллег, играющих на фрилансе. Множество знаменитых музыкантов живут только за счет гонораров от концертов. Бюджетные оркестры, театральные музыканты получают зарплату во время карантина от государства. А фрилансеры — это огромная проблема. Не исключено, что я пообщаюсь с людьми из самого верхнего эшелона власти по поводу поддержки молодых солистов. Через некоторое время им просто не на что будет существовать. Конечно, есть и плюсы в самоизоляции. Огромное счастье, что целый месяц у меня есть возможность проводить время со своей любимой дочкой Анной. Она пребывает сейчас в совершенно удивительном состоянии, видя родителей рядом каждый день.
Дочка ежедневно поражает нас своей энергетикой, фантазиями, темпераментом и импровизациями. Мы постоянно смотрим домашние спектакли и концерты одного актера — в ее исполнении. У Анны Денисовны большой талант к театральной деятельности, она перевоплощается в героев книг и мультфильмов.
Сидя дома учу новый репертуар. Задумал очень серьезные концерты с оркестром, которые я еще никогда не играл. В частности, Шопена. Не знаю, что из этого получится, но, как говорил Рихтер, «вода начинает закипать». К несчастью, многие мои друзья по всему миру заболели. Врагу не пожелаешь узнать те ощущения, которые испытывают заразившиеся. К сожалению, до сих пор многие убеждаются в реальности коронавируса, лишь когда заболевает кто-то из близких. В своих блогах и интервью я призываю людей к терпению, как бы сложно ни проходила самоизоляция. Единственная возможность спасти себя и родных — это просто пересидеть, как бы долго это ни было. Я общаюсь с коллегами из Венской филармонии. Они там все уже месяц не выходят из дома. Это немецкая закалка и дисциплина. Именно поэтому они прошли пик эпидемии с минимальными потерями. И сейчас постепенно там открывают магазины, рестораны, гостиницы. В Китае у меня тоже много знакомых. Рассказывают, что выход из карантина происходит очень сложно. И это уже совершенно другая жизнь по сравнению с той, что была до пандемии.
Еще до карантина я не полетел в США, где у меня должны были состояться концерты с Валерием Абисаловичем Гергиевым и моим любимым Нью-йоркским филармоническим оркестром в Линкольн-центре. У меня поднялась температура, заболело горло. Лечащий врач поставил диагноз «острый фарингит» и категорически запретил длительный перелет. Был высок риск осложнений, в том числе на барабанные перепонки. Из-за болезни не полетел и на концерты в Италию, где через неделю началось то, что началось. И в Сингапур. Это было еще в феврале. Я очень редко отменяю выступления. Для меня невероятно важно каждый день выходить на сцену и встречаться с моей любимой публикой по всему миру. А тут как будто внутреннее чутье мне подсказывало: не лети! Неизвестно, чем бы все это закончилось.
Тот же внутренний голос мне говорит, что очень скоро мы пройдем это испытание и вернемся к привычной жизни!
Ольга Цинская
« назад