«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому

1 июня 2019
Реальное время
«Белая сирень» — 2019: от Рахманинова к Чайковскому

«У нас все спонтанно»
Александр Сладковский не боится конкуренции, а посему часто приглашает продирижировать своим оркестром коллег. С одной стороны, это хорошо — казанцы знакомятся с новыми дирижерами. Но с другой — публика уже привыкла к манере дирижирования маэстро, «подсела» на нее, а после Сладковского трудно бывает воспринимать других дирижеров — у художественного руководителя ГСО своя, очень отличная от других, экспрессивная манера. Он настолько харизматичен, что забирает все внимание зала. Он не просто ведет за собой оркестр — он ведет и публику тоже. Но концерт, где солировал Мацуев, Сладковский продирижировал сам.

На традиционном пресс-подходе на вопрос корреспондента «Реального времени» о том, как формировалась программа вчерашнего концерта, Сладковский ответил, что все произошло спонтанно. «У нас все — импровизация, и программа менялась в последний день. Денис Мацуев сразу улетит после первого отделения, и во втором будет третья симфония Чайковского. В первом отделении вы услышите второй концерт Листа и четвертый Рахманинова. Третью симфонию Чайковского я в Казани еще никогда не дирижировал», — рассказал руководитель ГСО. По сути, вчера была казанская премьера Сладковского.


За дирижерским пультом стоял основатель фестиваля, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Сладковский
Такой разный Мацуев
Денис Мацуев начал со второго концерта Листа, двухчастного, двадцатиминутного, но который композитор писал двадцать лет. Так уж получилось, что для его участия в нынешней «Белой сирени» были выбраны произведения композиторов, которые были еще и отличными пианистами.

Мацуев и Сладковский часто выступают вместе, поэтому их взаимодействие на сцене идеально, оно происходит, кажется, на интуитивном уровне. Концерт Листа солист начал как-то медленно и задумчиво, постепенно темп нарастал, появлялась экспрессия, оркестр в аккомпанементе был деликатен. Но вот словно закружил вихрь, и вновь настала тишина.

Менялись темпы, менялось настроение, но Мацуев одинаково виртуозно вел партию. Второй номер первого отделения — четвертый концерт Сергея Рахманинова. Ну какая же «Белая сирень» без произведения композитора, в честь которого назван фестиваль? Рахманинов — один из любимых композиторов Мацуева, не случайно, пианист — еще и арт-директор Рахманиновского фонда и один из самых активных пропагандистов рахманиновского наследия.

Четвертый концерт Сергея Рахманинова написан в 20-е годы прошлого века в Америке (в 1941 году создана вторая редакция произведения), когда ностальгия крепко взяла за горло композитора, и он уже точно знал, что на Родину не вернется. Аллея белой сирени в имении осталась в далеком прошлом. Ритмы Нового света, все-таки чужого, и тоска по России — вот основа этого концерта.

Мацуев как-то особенно бережно подошел к нему — в его игре была и та самая тоска, и какие-то мимолетные воспоминания, словно обрывки снов о России. «Наши русские поляны, наши шорохи в овсе», — сказал бы поэт. Но в эту идиллию, которая пусть и была воссоздана памятью, вплетались тревожные интонации, и эта особенная щемящая рахманиновская нота, которую чувствовали и умели передать и дирижер, и солист.

Потом были бурные овации, и Мацуев, хотя и спешил в аэропорт, четырежды бисировал.

Татьяна Мамаева

Реальное время


« назад