Музыкальное приношение в день Чайковского
Концерт, состоявшийся 7 мая, в день рождения Петра Ильича Чайковского, в Концертном зале им.П.И.Чайковского, стал ярким событием XIV Пасхального фестиваля. Денис Мацуев и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сделали роскошное музыкальное приношение: в их исполнении на сцене знаменитого зала, носящего имя композитора, прозвучали все три фортепианных концерта великого классика.
В программе – Чайковский, Чайковский, и еще раз Чайковский. Накануне концерта Денис Мацуев заявил, что «Это особая честь играть в день рождения Чайковского все три его фортепианных концерта. И ощущение от такой возможности уникальное. Потому что, по моему глубочайшему убеждению, все три его концерта являются жемчужинами, а не только Первый, как считают многие».
Дань памяти, любви и восхищения Петру Ильичу возлагала в этот день не только Россия – весь мир. К юбилейной дате – 175-летию – готовились долго. Основной упор был сделан в этот раз на мероприятия, проходившие не только в столицах нашей родины, но и в регионах, и особенно – в Воткинске и в Клину. Кстати, именно в Клин, в Дом-музей Петра Ильича, и помчались после концерта в КЗЧ, происходившего днём, все его участники. Вечером в Клину знаменитые музыканты геройски исполнили 2-й фортепианный концерт и Шестую симфонию, закрывая тем самым Первый Международный фестиваль имени Чайковского. Пересечение двух фестивалей – не случайность. Валерий Абисалович Гергиев принимал активное участие в подмосковном фестивале, оказав инициаторам и организаторам проекта колоссальную поддержку – в первом фестивале в Клину приняли участие и сам Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, и Венский филармонический с Риккардо Мути, и Большой симфонический оркестр с Владимиром Федосеевым, и Михаил Плетнёв в роли солиста за роялем, и многие другие знаменитые артисты.
Возвращаясь к дневному концерту в Москве, хочется отметить особую атмосферу, царившую в этот день в Концертном зале им.Чайковского. Начиная уже от подхода к ступеням, ведущим в Московскую филармонию, клубилась толпа жаждущих попасть на концерт – и это, невзирая на середину недели и середину рабочего дня! Аншлаг – полный, хотя иного при столь именитых исполнителях представить невозможно. Впрочем, возможность попасть на концерт была у всех желающих – правда, виртуальная. Московская филармония в этот раз организовала видеотрансляцию концерта не в обычном режиме (через Сетевизор), а пригласила в Виртуальный концертный зал (охват – более 30 городов России!). Кроме того, два телеканала – наша Культура («Россия-К») и medici.tv вели прямую трансляцию мероприятия. В общем, охват аудитории был огромным.
Перед началом концерта к публике обратилась замминистра культуры РФ Елена Миловзорова. В краткой вступительной речи она подчеркнула значимость огромного музыкального наследия Петра Ильича Чайковского, ставшего славой и гордостью России. В самом деле, положа руку на сердце, скажите, существует ли в мире хоть один музыкант, не знакомый с его творчеством? Чайковский вдохновил на любовь к музыке не только будущих музыкантов – и исполнителей, и композиторов…Чайковский ежеминутно, ежечасно, ежедневно приобщает к бесконечному миру прекрасного тысячи людей на всей планете.
Наш прославленный пианист Денис Мацуев – не исключение. Сам Денис вспоминает, что «Чайковский ассоциируется у меня с детством как первое мощнейшее впечатление». И да, это действительно так: музыка Чайковского – идеальная сфера пребывания пианиста Дениса Мацуева. Если обратить пристальное внимание на его репертуар, отстранившись от насаждаемого медиа образа «пианиста-ударника/героя-общественного деятеля», бросается в глаза, что Мацуев явно предпочитает избранную романтику: Рахманинов, Чайковский, Лист. А в том поле, которое ему близко, Денис очень хорош. В музыке Чайковского Мацуев чувствует себя уверенно, даже более чем. Это его стихия. Именно поэтому программа, прозвучавшая 7 мая в КЗЧ, стала изысканным подарком меломанам.
Началась она редкоисполняемым Третьим концертом, посвященным французскому пианисту и педагогу Луи Дьемеру. Услышать этот опус в таком исполнении и в такой момент – особенное удовольствие. Третий фортепианный (в основу которого был положен материал первой части незавершённой симфонии ми-бемоль мажор) мог быть уничтожен самим Чайковским, который, работая над ним в последние годы своей жизни, испытывал сомнения: в письме к Зилоти Петр Ильич отмечал, что концерт, хотя и «недурен по музыке», но мало благодарен в пианистическом отношении. И далее добавлял – «Если таково будет мнение Танеева, то, может быть, я его прямо уничтожу». На счастье, концерт остался жить, а мнение Танеева оказалось таким, что после смерти Чайковского он обработал авторские записи ещё двух частей концерта, и они были изданы как отдельное произведение под названием «Andante е finale для фортепиано с оркестром». Сам же концерт №3 остался одночастным.
Небольшой Третий, удивительно ёмкий, наполненный и сумасшедшим трагизмом, и трогательными лирическими мелодиями, и сложнейшими фортепианными каденциями, в исполнении Дениса Мацуева и оркестра Мариинского театра прозвучал бурно, ошеломляюще накатив на КЗЧ и публику, словно волна-цунами. Маэстро Гергиев за пультом был спокоен и сдержан, чётко контролируя, казалось бы, невозможный к укрощению темперамент Дениса. В результате получилась весьма интересная интерпретация: яростные, бушующие, стремительные каденции Мацуева на фоне плотной, насыщенной, неторопливо-размеренной оркестровой ткани.
Несмотря на то, что «запоминается последнее слово», на меня в данном случае наибольшее впечатление произвела средняя часть программы – Второй концерт для фортепиано с оркестром. Именно Второй, а не знаковый Первый, который должен был триумфально завершить программу. Забегая вперед, скажу, что великолепной завершающей точкой стало исполнение Денисом на бис пьесы «Май» из «Времён года», как посвящение незабвенной Майе Плисецкой…
Второй фортепианный концерт, исполняемый Денисом Мацуевым часто, с разными оркестрами и разными дирижёрами, в разных частях света, тем не менее, в этот раз представил нам другого Дениса – я, например, сравнивала это звучание с тем, которое слышала прошлой осенью в Казани, с симфоническим оркестром Республики Татарстан, под руководством Александра Сладковского. В этот раз я бы отметила более прочувствованную, внимательную, эмоциональную интерпретацию этого произведения (но и тончайшая виртуозность, и фирменная мацуевская ударная сила звука – всё осталось). А вторая часть, Анданте, вообще прозвучала как некое откровение, с дивными, замирающими паузами (именно паузы «делают» исполнение гениальным), с проникновенно-певучими сольными партиями скрипки и виолончели. Это было чудесное, сотканное из множества эмоций музыкальное полотно... Оркестр Мариинского театра, Гергиев, Мацуев – казалось, это единый организм, увлеченный прекраснейшей музыкой, и увлекающий за собой других.
Ну, а Первый фортепианный сразу же после антракта грянул победно-громогласными аккордами и виртуозно-темпераментными пассажами Дениса. Оркестр балансировал между солистом и чуткими, отточенными жестами Гергиева, демонстрируя техническое совершенство и полнейшую с ними обоими гармонию так естественно и органично, словно само собой разумеющееся. При этом, понимая, сколько километров пути по всей нашей стране, бесчисленных репетиций на чужих сценах, сложнейших концертов (по два, а то и три в день) уместилось в четыре недели Пасхального фестиваля, невозможно не восхититься самоотдачей музыкантов и их творческим, не побоюсь этого слова, подвигом. Поразительная выносливость и высочайший профессионализм...
Вот и Первый фортепианный прозвучал в их исполнении ярко, размашисто, сочно. К счастью слушателей, Валерию Гергиеву удалось избежать набившей оскомину банальности в исполнении знаменитейшего Первого (ставшего уже именем собственным), и провести свой оркестр через эту ловушку без излишнего пафоса, напыщенности и театральных эффектов.
После великолепного торжествующего Первого концерта публика ожидаемо впала в экстатическое состояние и долго не хотела отпускать музыкантов. Впрочем, мне показалось, что Денис Мацуев и без вызова на бис вышел бы и сыграл это произведение Чайковского. «Май». Посвящение великой Майе. Маэстро Гергиев встал в сторонку, уступив Денису центр притяжения внимания. Нежные, мерцающие, переливающиеся тончайшими оттенками чувств звуки легко и волнующе трепетали над Залом Чайковского, вызывая у каждого, кто в эти минуты это слышал, спазм боли невозможной утраты и терзающую осознанность необратимости... «Браво, Денис!», - в звенящей тишине раздался голос. Это был Сергей Леонидович Доренский… А потом – шквал аплодисментов и снова цветы, цветы, цветы.
Но долго музыканты оставаться на сцене не могли – их ждала дорога в Клин и исполнение Второго фортепианного концерта (ещё раз) и Шестой симфонии. Музыкальное приношение в день рождения великого Чайковского получилось искренним и удивительно цельным. Спасибо, Денис, спасибо, Маэстро Гергиев, спасибо, оркестр Мариинки! Этот майский концерт запомнится надолго.
Ирина Шымчак
« назад