Рецензия на концерт в Лионе: Штиль и буря в Аудиториуме де Лион
Как же сложно открывать концерт таким произведением, как «Адажио для струнных» С. Барбера! В особенности, когда объявили о цунами, надвигающемся в виде Дениса Мацуева: весь зал в трепетном ожидании.
Уже сам выход на сцену Дениса Мацуева энергичен и убедителен: контраст с первоначально воцарившейся атмосферой тут же бросается в глаза. «Концерт для фортепиано №2» Д. Шостаковича начинается со вступления духовых инструментов, очень скоро к ним присоединится солист для экспозиции темы. В первой части тема звучит радостно и игриво, без очевидной иронии - весьма редко встречающееся явление у этого русского композитора.
Повторяющиеся мотивы уже практически успевают надоесть - как вдруг незамысловатость темы сменяется блестящими отрывками, исполненными Денисом Мацуевым с большой пылкостью . Это Аллегро завершается весёлой военной фантазией, которая не позволяет предположить следующий за ней иной характер Анданте. И вот во второй части мы вновь узнаём более мрачную атмосферу музыки Шостаковича, позволив увлечь себя его романтизмом, далёким от ритмичных проявлений первой части.
Солист вволю выражает свою тонкую чувствительность и предлагает более эмоционально сдержанную интерпретацию, обращённую скорее внутрь себя - в этом его поддержат струнные. В заключительной части этого музыкального триптиха нас возвращают в сердце Аллегро с танцевальными акцентами, где временами можно уловить влияние джаза. Финал звучит оптимистично и энергично, вновь позволяя раскрыться в полной мере виртуозности пианиста: от размаха своей игры он вскакивает со скамьи сразу же после заключительного аккорда.
Публика задерживает дыхание на протяжении всей «Музыкальной табакерки» А. Лядова, малоизвестного произведения, исполненного на бис. Пьеса исполняется на высоких нотах фортепиано, имитируя механическое звучание музыкальной табакерки, но мы практически полностью сразу поглощены точной и чистой игрой, так же как и неземными интонациями фортепиано - вплоть до самой последней ноты, исполненной легчайшим пианиссимо.
После бравуры концерта Шостаковича, это произведение во всей своей простоте покорило аудиторию. Представляя собой, безусловно, человека контрастов, гармоничного как в виртуозности, так и в музыкальной выразительности, Денис Мацуев выбирает в качестве второго биса «В пещере Горного Короля» Э. Грига. Как хорошо нам бы ни было знакомо это произведение, мы вновь задерживаем дыхание - на этот раз из-за безумного темпа игры солиста! Инструмент вибрирует от мощной игры и неистовство последних аккордов превосходит описанную выше пылкость исполнения.
« назад