Рецензия на концерт в Royal Festival Hall (Лондон):Ошеломляющий сольный концерт Дениса Мацуева
Десять лет назад я писал ревью на диск Дениса Мацуева " BMG "Мелодия" " Tribute to Horowitz. Вживую на его сольном концерте он настолько же впечатляющ с технической стороны; но подбор программы обнаружил намерение продемонстрировать нам более глубокую и вдумчивую его сторону.
Потому концерт начался с «Времён года» Чайковского (которые логичнее было бы назвать «Месяцы», потому что каждая из 12 частей называется по названиям месяцев). Помимо Первого концерта для фортепиано, фортепианная музыка Чайковского совершенно незаслуженно не исполняется, поэтому здорово было услышать этот длинный цикл в исполнении выдающегося пианиста. Мацуеву удалось моментально создать ощущение близости, несмотря на широкий размах, с которым он играл, что привнесло остроту к ключевой характеристике Чайковского - нисходящим гаммам.
Звук Мацуева прекрасно варьировался от яркого и остроумного до тепло-звучащих частей doloroso. Не сразу установив связь с шармом (по крайней мере, так считает автор), Мацуев привнёс оттенок обходительных манер в исполнение нежного и страстного вальса заключительной части Декабрь. Цикл длится от 40 до 45 минут, и, хотя моментов, требующих виртуозности, не так много и они отстоят далеко друг от друга в произведении, исполнение Мацуева было захватывающим. То, что он подчеркнул влияние Шумана, было красноречивым, особенно если учитывать тот факт, что группу произведений Рахманинова он поместил во вторую часть программы вместе с Крейслерианой Шумана.
Часть аудитории проявляла нетерпение во время Чайковского. Возможно, они пришли в ожидании виртуозных трюков? Если да, то они должны были быть довольны исполнением Мефисто вальса №1 Ф. Листа. Было что-то необыкновенно хтоническое в том, как открывающие произведение ноты возникали из какой-то первобытной глубины, нижних кругов Аида, и в этом была ключевая особенность трактовки Мацуевым Листа: это было не простое шоу, эта трактовка родилась из правильного понимания чистого гения этого композитора. Понимание дерзости работ Листа (и параллельного ощущения о дьяволической несдержанности самого Мацуева) прекрасно дополнялось техническим мастерством. Стаккато могло звучать как смех; Обрисовка фактуры была очень чёткой. Это было замечательным завершением первой части концерта – букеты цветов (и книга), которые ему вручили слушатели были абсолютно заслуженными.
Мацуев заменил 3 из 4 запланированных произведения Рахманинова Шуманом. Мы не услышали Вариации на тему Корелли (самая большая потеря вне сомнения), A minor Etude-tableau Op. 39/2 и знаменитая Прелюдия G sharp minor Op. 32/12. Но прозвучала Крейслериана Шумана, и в таком исполнении, что стёрло из памяти всё, что было до него. Крейслериана не появляется в концертных программах так часто, как она того заслуживает, и, возможно, дьявольские сложности – начиная с начала произведения - тому причиной. Технические сложности, похоже, Мацуева мало волнуют, то же начало, которое может стать сложнейшим до крайности, Мацуев намеренно исполняет с максимально полным звуком. Его понимание Шумана, как и в случае с Листом, было наиболее значимым элементом, особенно в его беспардонном обращении с навязчиво повторяющимися ритмами композитора. Внутренняя тёмная сила произведения была передана без потери в ясности, с запоминающимся звуком. Из всех исполненных произведений это было наиболее запоминающимся и произвело самое сильное впечатление.
Вторая соната Рахманинова (в её версии 1931 года) закрывала программу. Ещё одно произведение с нисходящими гаммами – на этот раз знаменитые рахманиновские «колокола» - одно из лучших у этого композитора (несколько огорчительно опять же то, что заменённые Вариации на тему Корелли – это ещё один шедевр, но мы подождём до следующего концерта, чтобы услышать их). Захватывающие моменты финала прозвучали совсем не поверхностно при том, что Мацуев производил аккорды с чудовищной мощью.
Неудивительно, что были бисы: Музыкальная шкатулка Лядова была прекрасным началом, за ней последовали Этюды Сибелиуса и Скрябина. А затем он сыграл Прелюдию G sharp minor (Op. 32/12) Рахманинова, которую, как мы думали, мы уже не услышим; исполнение было невероятно атмосферным. И завершилось все самым ярким исполнением мацуевской аранжировки композиции Take the A Train. Микс Капустина, Нанкэрроу и собственно мацуевской супер-виртуозности. Это был длинный концерт, но ошеломляющий во многих отношениях.
Колин Кларк
« назад