"Музыкальный размах жанра Вербункош и переливов рожка альпийских пастухов"

25 декабря 2011

Венский Симфонический оркестр под руководством дирижера Адама ФишераВена. Иоганнес Брамс, Франц Лист и Золтан Кодай: многое разделяет эти три величины, цикл произведений которых был запряжен музыкантами Венского симфонического оркестра в одну упряжку. И все же, несмотря на все различия стилей, существует поразительное сходство, будь то поиск новых формальных решений или попытка интеграции фольклорных мотивов в собственный музыкальный язык. Достойны похвалы перекрестные смешения, которые в выходные явил общественности дирижер Адам Фишер, оставив на исполняемых произведениях отпечаток своей личности. Происходящее представляло собой исполненный воодушевления музыкальный прием, чувственный и блистательный, иногда более темпераментный. Блаженный уютТанцы Галанты в произведениях Золтана Кодай, которые в исполнении венских музыкантов были дополнены мотивами медленных вальсов и польки – творений венских композиторов – и звучали несколько иначе: мило и задорно, особенно в сольных партиях, содержавших отголоски вербункоша (зачастую цыганского "танца с элементами заигрывания"), в то время как вся композиция еле различимыми нотками создавала ощущение уюта. Не в пример им более строго и выдержанно звучал оркестр в конце программы: фундаментально, но ясно предстал первый концерт для фортепиано Франца Листа, солируя в котором Денис Мацуев разрушил предрассудки о мнимой виртуозности: победитель конкурса имени Чайковского, проходившего в Москве в 1998 году, добавил красок в смену октав и каскады, заполнил мастерским исполнением короткие паузы кантабиле и присвоил им глубину. Более приземленно была исполнена первая симфония Иоганнеса Брамса с партией альпийского рожка, служившей композитору музыкальным комплиментом Кларе Шуман: наполненный раздумьями «первенец» прозвучал не как проблема восприятия форм, а представил собой живое, мощное творение, в которое музыканты оркестра привнесли индивидуальные нюансы. Продолжительные аплодисменты. Даниэль Эндер, DER STANDARD, печатное издание


« назад