Денис Мацуев: Желаю процветания иркутскому футболу!
С народным артистом России, всемирно известным пианистом Денисом Мацуевым мы встретились в его гримерке в Иркутском музыкальном театре имени Загурского. Примерно через час маэстро предстояло выйти на сцену в заключительном гала-концерте его «Рождественских вечеров», и я, честно говоря, чувствовал себя преступником: вокруг царила атмосфера высокого искусства, а нам предстояло беседовать… о футболе.
Когда я поделился с Денисом своими сомнениями, он рассмеялся:
— О моей привязанности к футболу знают все. Поэтому – все нормально. У нас есть минут семь…
— Денис, на сцену лучше выходить с положительными эмоциями – так сказать, с энергетической подзарядкой?
— Это правда.
— Возьму грех на душу – спрошу про впечатления о российском футболе ушедшего, 2014-го года. Года, который, доставил нам не слишком много радости: фиаско сборной в Бразилии, дружный вылет клубов из Лиги чемпионов, не слишком вразумительная игра вашего любимого «Спартака»…
— Я уже говорил в одном из интервью, что все неудачи, все результаты затмевает открытие в Москве нового спартаковского стадиона. Для меня это – событие номер один в футбольной жизни страны. Образно говоря, мы обрели свой дом. Я там был: меня провели по трибунам, по раздевалкам, успел даже сходить на один матч «Спартака» — большего, к сожалению, не позволил сумасшедший гастрольный график. Мне есть с чем сравнивать – в разное время я побывал на самых знаменитых стадионах мира. Наш стадион превосходит многие из них – прежде всего, по атмосфере, по антуражу. Так что временное отсутствие титулов и невнятная игра «Спартака» меркнут на этом фоне. Мне кажется, Леонид Федун войдет в футбольную историю страны как человек, который построил «наш дом».
— Вам не кажется, что мы наблюдаем не поддающийся логическому осмыслению парадокс: с одной стороны – строим прекрасные стадионы, с другой – вынуждены проводить матчи еврокубков без зрителей?
— Футбол без зрителей – это нонсенс, дикость, такого, на мой взгляд, не должно быть! Мне не хочется комментировать противные, безобразные выходки фанатов, которые привели к дисквалификациям стадионов. Это похоже и на провокации, и на чьи-то спланированные действия. Но, безусловно, сказалось и наше раздолбайство, и безнаказанность хулиганов. Негативной информации о России за рубежом и так предостаточно, а в контексте предстоящего чемпионата мира 2018 года – это, что называется, добавление масла в огонь. Люди, позволяющие себе разнузданное поведение на стадионах, не понимают, что подводят и страну, и футбольных болельщиков. Или, наоборот, очень хорошо все понимают.
Может, мы не умеем проводить крупные международные соревнования? Да нет, конечно: умеем, да еще как! Для меня пример – Олимпиада в Сочи. Я был на нескольких зимних и летних Олимпиадах, но нигде не видел такой доброжелательной, душевной атмосферы! Поведение наших болельщиков было примером для подражания. Горячую поддержку они оказывали даже прямым конкурентам российских спортсменов. В дни Олимпиады я испытывал настоящий драйв.
Конечно, футбольные фанаты – это особая категория, но и с ними надо находить общий язык, клубам необходимо вырабатывать стратегию взаимодействия с болельщиками. И у того же «Спартака», кстати, есть в этом направлении хорошие подвижки.
— Денис, почему, на ваш взгляд, в последнее время наблюдается резкий спад зрительского интереса к отечественному футболу на всех «этажах» – от Премьер-лиги до второго дивизиона?
— Думаю, что главная причина этого – снижение уровня нашего футбола, в целом. Народ трудно обмануть, но некоторые клубы все-таки пытаются это сделать. Когда, по большому счету, пропадает борьба, когда далеко не все решается на поле, трудно заставить болельщиков «полюбить» футбол. Вот недавно Александр Бубнов написал книгу, которая бурно обсуждается в футбольных кругах. Наверное, в ней есть спорные моменты, но я и без этой книги знал, что существовали так называемые «странные» матчи – еще с советских времен и до наших дней. Мне это особенно неприятно. Это то же самое, что петь под фонограмму – обманывать зрителя. Почему на наших фестивалях, концертах никогда не бывает свободных мест? Почему все билеты расходятся за считанные часы? Потому что зритель идет к нам в предвкушении, что он услышит самое честное исполнение, которое только может быть…
- Без всякой фальши…
— Абсолютно! И, что характерно, зрители до отказа заполняют концертные залы не только потому, что для них играют супер-звезды,— они с удовольствием приходят слушать и молодых исполнителей, которых пока еще мало кто знает! Зрители уверены: будет уникальная отдача музыкантов. Вот этого – полнейшей отдачи, самовыражения – мне кажется, как раз и не хватает многим нашим футболистам. Это тоже причина, из-за которой матчи проходят на полупустых стадионах.
Поменялся и стиль российского футбола: он стал закрытым, прагматичным, с упором на атлетизм. Если посмотреть записи старых матчей, можно убедиться, что там было больше театральности, непредсказуемости, эмоций. Всего того, что мы связываем с понятием «игра». Ну, и, конечно, было гораздо больше ярких личностей. По моему убеждению, таких фигур в сегодняшнем отечественном футболе заметно убавилось.
— У вас нет впечатления, что сегодня, собственно, о футболе говорят меньше всего – в основном, о зарплате Капелло, о трансферах, о легионерах, о курсе доллара, о системе «осень-весна»? За этими, безусловно, важными проблемами мы как-то забыли о главном – о содержании игры…
— Я всегда рассказываю историю из своей молодости. В 1991 году родители уговорили меня переехать из Иркутска в Москву, чтобы совершенствовать музыкальное образование. И главным аргументом в пользу смены прописки была возможность видеть игру «Спартака» живьем. Я старался не пропустить ни одного матча любимой команды, ездил на игры красно-белых в другие города. Для меня футбол стал неотъемлемой частью жизни, я буквально бредил игрой. Вспоминаю «пятачки», где собирались преданные болельщики команды,— они были и в Лужниках, и на «Динамо». Вот это были истинные ценители футбола: со знанием дела обсуждали матчи, смаковали интересные моменты, все знали про игроков, прекрасно разбирались в тактике! А сейчас послушать людей из футбольной тусовки – бюджеты клубов, скандалы, взаимные упреки тренеров, трансферы, непомерные зарплаты. Обсуждаются вещи, в общем-то, не имеющие прямого отношения к футболу. Я объясняю это тем, что в спорт вошел шоу-бизнес, и в футболе на этом делаются большие деньги. Об игре сейчас вспоминают в последнюю очередь, прежде всего – результат. Он-то и довлеет и над тренерами, и над футболистами. Раньше молодой человек хотел играть, рвался на поле, а сейчас спокойно сидит в запасе и получает свою зарплату, прописанную в контракте. Таким образом, происходит деградация игрока. На мой взгляд, деградируют не только футболисты, которые не могут пробиться в «основу», но даже известные мастера, приезжающие к нам из-за рубежа. Для меня есть хороший пример мастера, который не растерял своих лучших качеств,— это Данни. Но это, скорее, исключение из правил. Даст Бог, сохранит высочайший уровень Вальбуэна. Халк?.. Думаю, что при своем высочайшем уровне он, по большому счету, не показывает игры, достойной тех денег, которые за него заплатили. 60 миллионов за одного футболиста! Зачем это делать? Сколько денег можно было вложить в детские футбольные школы по всей стране, где, собственно, и рождаются самородки?!
История эта не нова, и о ней можно постоянно говорить. Но пока не будет какого-то решения руководства страны, как это обычно у нас происходит, не будет никаких перемен. Мы рассуждаем о стратегии развития отечественного футбола и в то же время принимаем решение по легионерам «10+15»! Десять иностранцев могут одновременно выходить на поле. И что дальше? Кто будет играть в обороне сборной страны, когда уйдут Игнашевич и Березуцкие? Не спорю, есть молодые перспективные ребята, но их надо постепенно подводить к сборной, давать игровую практику в клубах. У нас ведь тоже музыкальные таланты не сразу попадают на конкурс Чайковского – они «обкатываются» в городских, региональных, всероссийских конкурсах, постепенно совершенствуя свое мастерство. А молодые футболисты зачастую лишены возможности расти. И это, мне кажется, огромная боль нашего футбола. Пропадает связь поколений.
— С некоторых пор наш футбол стал полигоном для экспериментов: то мы подгоняем свой чемпионат под европейские трансферные окна, то перекраиваем календарь. А до второго дивизиона, самого массового, кстати, в российском футболе, похоже, и вовсе дела нет. Время от времени даже раздаются голоса, предлагающие распустить вторую лигу…
— Мое глубокое убеждение: такими вопросами должны заниматься профессионалы – продумывать регламенты, структуры лиг, системы проведения чемпионатов. Чтобы не было скоропостижных решений, о которых потом приходится сожалеть. Взять, например, нашу многострадальную систему образования, которая создавалась и совершенствовалась долгие годы: в последнее время она претерпела столько всяких изменений, которые граничат с разрушением. А, между прочим, зарубежные страны почерпнули много чего полезного из нашей системы. И в футболе – то же самое…
- Денис, в прошлом году мы несколько раз созванивались, и вы проявляли удивительную осведомленность о делах в иркутском футболе!
— А как же! Я постоянно слежу за выступлением «Байкала», знаю, что сейчас наша команда идет на первом месте. Думаю, что у Иркутска есть хорошие шансы пробиться в первый дивизион.
- Мы надеемся…
— А как к этому относится губернатор Иркутской области Сергей Владимирович Ерощенко? Есть уверенность, что «Байкал», получив повышение в классе, не повторит потом печальную судьбу «Звезды», прекратившей свое существование в 2008 году? Вопрос не праздный. В том-то и заключается проблема – у нас нет четко выстроенной системы поддержки футбола. Бывает, и команда играет хорошо, и болельщики футбол любят, и задачу клуб способен выполнить. Но выходит команда в первый дивизион, и деньги кончаются! Сколько на моей памяти было сибирских и дальневосточных команд, которые исчезли с футбольной карты страны! «Амур», «Селенга», «Кузбасс», «Океан». А иные команды, выиграв соревнования во втором дивизионе, просто отказываются идти в первый – разве это нормально? Где же спортивный принцип, главенство которого так любят подчеркивать футбольные чиновники?
— Вам, почетному гражданину Иркутска, хочется, чтобы команда, представляющая ваш родной город, играла в ФНЛ?
— Несомненно! Иркутская «Звезда» всегда была для меня любимой командой, наряду со «Спартаком», конечно. В лучших своих матчах она показывала очень симпатичный футбол. До сих пор помню сезон в первой лиге, когда мы едва не вышли в высшую лигу. Питерский «Зенит», кстати, дома тогда обыграли со счетом 2:0. Сегодняшний «Байкал», я считаю, тоже достойно представляет Иркутск на всероссийской арене. А главного тренера команды, Александра Алферова, я помню еще по его игре в составе моих земляков.
— Ваши пожелания «Байкалу»?
— Выполнить поставленную задачу и не терять своего лица. Понятно, что в первой лиге многое решает не только сама игра. Тренер, как правило, набирает новых игроков, перекраивает состав, и это, как мне кажется, не совсем правильно. Конечно, без иногородних футболистов не обойтись, но хочется, чтобы и наши мальчишки имели возможность заиграть в «Байкале». Заявил о себе, сверкнул – попробуй силы в главной команде. Надо дать мальчишкам шанс воплотить мечту в реальность.
Надеюсь, что у Губернатора Иркутской области Сергея Владимировича Ерощенко, моего хорошего друга, все получится, и он поможет вернуться иркутскому футболу на позиции, которые тот заслуживает. Сергей Владимирович – человек спортивный, мы не раз встречались с ним на футбольном поле. Правда, у него была травма, из-за которой он временно не играл. Я надеюсь, что к сентябрю, когда в рамках 10-го, юбилейного фестиваля «Звезды на Байкале» состоится традиционный матч с участием звезд отечественного футбола, он будет в боевой форме, и мы снова сыграем в одной команде.
Хочу пожелать всему иркутскому футболу, нашему «Байкалу», процветания. Очень надеюсь, что наш футбол будет достойно звучать в России. Как обычно, держу за это кулаки!
… Я посмотрел на «табло» диктофона: 17.51…
Михаил Климов,
пресс-служба ФК «Байкал»
« назад