Почему Денис Мацуев «заговорил» вполголоса?

20 января 2015

Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева можно смело назвать самым впечатляющим событием текущего концертного сезона, хотя последний далёк от завершения.

Фестивальная афиша обещала необыкновенно интересную, масштабную программу, заранее обеспечив аншлаги на всех концертах. Прозвучало много «незаигранной» в нашем городе музыки: Концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему рококо, «Времена года» Чайковского; Испанское каприччио и «Шехеразада» Римского-Корсакова; шумановская «Крейслериана» и Второй концерт для фортепиано с оркестром Листа; Вторая соната и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и даже любопытная версия Рондо-каприччиозо Сен-Санса в переложении для кларнета.

Три дня фестиваля вместили четыре концерта, один из них — дневной — по традиции дали стипендиаты фонда «Новые имена». Впервые ряды юных тюменских музыкантов разбавил учащийся ДШИ им. Алябьева из Тобольска Алексей Криванков (фортепиано), отлично исполнивший «Грезы любви» Листа.

Среди друзей директора фестиваля Дениса Мацуева на сей раз оказались Гайк Казазян (скрипка), Нарек Ахназарян (виолончель), Артур Назиуллин (кларнет), Анна Самуил (сопрано) и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, ставший уже другом и тюменских меломанов.

Молодые инструменталисты обнаружили достаточно высокий уровень профессионального мастерства, как и полагается лауреатам международных конкурсов, в том числе и конкурса им. Чайковского. Несколько бледно на этом празднике русской классики выглядела певица Анна Самуил с небольшими фрагментами из опер Верди, Пуччини и Чилеа — дежурным блюдом вокалистов, не требующим особых вокальных и эмоциональных усилий.

Главным событием фестиваля Дениса Мацуева стал сам Денис Мацуев. Его талант до сих пор раскрывался молодым задором, энтузиазмом, блестящей технической оснащенностью и сродни спортивному азартом.

А в этот раз вдруг стало понятно, что мы слышим гениального пианиста современности, что это огромное, глубочайшее дарование масштабов, возможно, Листа, Рубинштейна, Рахманинова…

Два вечера Мацуев играл с оркестром, напоследок дал сольный klavierabend. Каждое из его выступлений стало подлинным откровением, заставило совершенно иначе, чем прежде, воспринимать услышанное.

Так произошло, например, со Вторым концертом Листа, сочинением, которое мне, если честно, всегда казалось скучноватым. Здесь пианист исполнил (а скорее пережил!) произведение так, будто никто прежде его не играл. Свежесть интерпретации оценили и слушатели. Впечатления о бледности тематизма, растянутости формы, обилии рамплиссажей исчезли без следа. Открылась глубина содержания, скрытый драматизм и вместе с тем тепло и проникновенность интонаций, которые тронули слушателей до глубины души.

Апофеозом музыкального мастерства и творческой зрелости пианиста стало исполнение Третьего концерта Рахманинова. Куда девался прежний Мацуев — «локомотив истории», тащивший за собой буквально железной хваткой оркестр и слушателей?! Потрясающий, эмоциональный резонанс, слаженное взаимодействие солиста и оркестра, мощное нарастание и взрывные кульминации, ясная композиционная логика в сочетании с чисто рахманиновской мелодико-гармонической роскошью произвели неизгладимое впечатление.

В сольном концерте Денис Мацуев представил всеми любимые «Времена года» Чайковского, «Крейслериану» Шумана и Вторую сонату Рахманинова. И вновь в знакомых произведениях обнаружились неизведанные грани. А солист вдруг «заговорил» вполголоса, без патетики. От размышлений в одиночестве (Чайковский), через карнавальный круговорот жизненных впечатлений и образов (Шуман) к музыкально-символистским эскападам Серебряного века: три ипостаси позднего романтизма — три лика «камерного» Мацуева-солиста. И всякий раз иной звук, штрих, само прикосновение к инструменту. Удивительно точное ощущение стиля!

В целом прошедший музыкальный форум оставил очень радостные впечатления. Какой сюрприз готовит нам следующий фестиваль, покажет время. Неизменным — совершенно точно — останется творческое кредо его директора, вдохновителя и организатора Дениса Мацуева: «Я всем говорю — играйте ту музыку, которую любите больше всего!»

Апофеозом музыкального мастерства и творческой зрелости пианиста стало исполнение Третьего концерта Рахманинова.

Виктория Незнанских.

Без формата


« назад