Как Денис Мацуев выступил с сольным концертом в Филармонии-2
17 января Денис Мацуев впервые выступил с сольным концертом в новом концертном зале «Филармония-2». Программа, представленная прославленным пианистом, была принята московской публикой с огромным энтузиазмом. И это неудивительно: к невероятной харизме и высочайшему профессионализму Дениса добавилась великолепная акустика нового зала. Все вместе произвело эффект эмоционального потрясения, после которого осталось какое-то просветленно-праздничное состояние эйфории.
Как известно, «Филармония-2» официально открылась 23 декабря прошлого года, и открытие это стало роскошным подарком всем любителям музыки – концертные залы такого уровня в нашей стране можно пересчитать по пальцам. Об акустических параметрах нового зала, естественно, наиболее важных с точки зрения меломанов, сказано уже много, сам Алексей Алексеевич Шалашов, гендиректор МГАФ, перед открытием заверял, что «акустика там замечательная». Площадка заработала, и первые отзывы как музыкантов, выступивших на ее сцене, так и слушателей, побывавших на концертах, подтвердили заявленное на сто процентов.
Сольный же концерт Дениса Мацуева буквально припечатал вердикт об отличной акустике «Филармонии-2», обрушившись на меломанов с неизбежностью феноменального успеха. «Сегодня я один из самых счастливых людей, потому что я исполняю ту программу, которая будет звучать в девяти столицах мира, - заявил Денис Мацуев перед концертом. – Я уже сыграл ее в своем родном городе Иркутске. Сегодня я играю ее здесь, послезавтра – в Лондоне. Потом лечу в Америку. Кстати, я думаю, что в Лондоне такого зала нет».
Сцена, рояль, пианист, зал. И два часа, в течение которых пианист должен доказать публике, что она сюда пришла не случайно и не зря. Это удалось Денису Мацуеву в полной мере. Впрочем, на брифинге Денис предупредил журналистов, что в этом зале слышна каждая нота, каждая пауза, каждый нюанс. Не схитришь, не обманешь, не спрячешься за музыкой.
И ведь правда, малейший звук в зале был слышен так, что боялись дышать, а непременный сопровождающий элемент любого концерта – кашель – гремел, как артиллерийская канонада. Пожалуй, даже слишком «живая» акустика. В битком набитом зале (концерт стал поистине «знаковым» событием в культурной жизни столицы, и в Олимпийскую деревню съехались как официальные лица во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским, так и звезды культурного Олимпа) звуки Стэнвея воспринимались обнаженными, всепроникающими, чуть ли не осязаемыми.
Чайковский – «Времена года», Лист – «Мефисто-вальс», Шуман – «Крейслериана», Рахманинов – Соната №2. Классика. Но в исполнении Дениса все эти шедевры прозвучали как-то совершенно по-новому. Возможно, к такому восприятию настроила и атмосфера зала. Само пространство этого «храма музыки» - как назвал его Денис, - создало особенную ауру. Не знаю, как насчет Лондона, но в Москве в современных залах такой акустики точно нет…Как только в напряженной тишине прозвучали первые звуки «У камелька», стало понятно, что публика добиралась в Олимпийскую деревню не зря. И удаленность зала (на самом деле, это не так уж и далеко, главное – проложить маршрут) – не помеха настоящим ценителям искусства. Кстати, весь сезон Филармонии-2 расписан до конца, в ближайшие месяцы публику ждут встречи со знаменитыми музыкантами – в афише стоят имена Дмитрия Хворостовского, Юрия Башмета, Николая Луганского, Вадима Репина, Элисо Вирсаладзе…
Но, возвращаясь к концерту 17 января: «Времена года» Чайковского Денис преподнес как-то особенно лирично и деликатно, отступив от шаблона «Мацуев-громовержец», подарив публике переливающегося всеми оттенками эмоций, красивейшего Чайковского. Темперамент и виртуозность остались. К ним прибавились нежность, чуткость и мечтательность.
В «Мефисто-вальсе» Листа к нам вернулся привычный Денис с его стремительным напором и живописным звукоизвлечением. Сияющий каскад звуков ворвался в зал, мощно и крепко сплетая листовский узор контрастных эмоций. Но что-то осталось и от той прозрачной нежности, которую мы только что прочувствовали во «Временах года»…
Второе отделение началось интригующе – впервые московская публика услышала новую работу Дениса, «Крейслериану» Шумана. «Крейслериана» - своеобразный фетиш для пианистов, невозможная в блистательной психоделической красоте и безумно сложная по эмоциональной наполненности. Произведение, которое впускает в себя далеко не каждого, магичная музыка, сводящая с ума не одного пианиста, посмевшего погрузиться в сумрачный мир ее автора. Чтобы играть «Крейслериану», недостаточно быть виртуозом, пусть и высочайшего класса. «Крейслериана» рвет душу и исполнителя, и слушателя. Нужно уметь войти в нее, раствориться в зыбком мире Шумана.
Что сказать? Мы погрузились в сумрачный, тающий, многоуровневый мир сумасшедшего капельмейстера Крейслера с каким-то изощренным удовольствием…Прекрасная работа! Целостная и убедительная. Но подошел к ней Денис не сразу. «Крейслериана» Шумана – это, конечно, один из гениальных шедевров композитора, одно из самых трагических произведений, я когда-то выучил и отложил его, - признался Денис перед концертом. – У меня так бывает – с тем произведением, с которым не складывается контакт… Очень сложно выразить словами это чувство. Его можно спроецировать на человеческие отношения – любовь же не сразу вспыхивает. Иногда бывает сразу, а бывает, увлеченность перерастает в настоящую любовь. Это именно то состояние, которое у меня началось с гениальной «Крейслерианы». Сейчас я пришел к нему. Я переживаю огромные чувства, исполняя этот уникальный шедевр. Внутри, конечно, я буду посвящать это исполнение нашей великой диве, которая ушла недавно – Елене Васильевне Образцовой… Это светлый, уникальный, гениальный человек. Глубокий, с феноменальными данными. Пустота, когда такие люди уходят. Сегодня я буду думать о моем друге, великой Елене Васильевне Образцовой».
Не дав прийти в себя после ошеломительного Шумана, Мацуев погрузил публику в бурные волны рахманиновской Сонаты №2. Слушая его Рахманинова, на интуитивном уровне ощущаешь, что эта сумасшедшая энергетика, яростное форте и растворяющееся пиано, суровая мощь и кроткая нежность, волнующая страсть и безумная горечь, - все, воплощенное с избытком в гениальных творениях Сергея Васильевича, - закодировано в генах сибиряка Мацуева. Это его композитор. Да, сам Денис в интервью говорил, что у него нет любимых произведений (и композиторов тоже). «Любимое – то, которое играешь в данный момент». Но вот было сыграно четыре произведения четырех величайших композиторов. И понимаешь, что все-таки Рахманинов – выделяется. Это восприятие, безусловно, субъективно, и со мной не согласятся многие. Однако именно в Сонате №2, произведении не слишком известном, я услышала настоящего Мацуева. Сложнейшее произведение (впрочем, у Рахманинова легких не бывает) Денис озвучил блестяще, выразительными, сочными штрихами, естественно переходя из одной эмоции в другую, играя, как дыша, без малейшего надрыва.
Исполнение Рахманинова видимо, добавило ему сил, и к завершению программы пианист разошелся настолько, что легко и вдохновенно подарил нам пять (!!!) блистательных бисов. Последним стала коронная джазовая мацуевская импровизация, после которой публика билась в экстазе.
Резюмируя – что нужно для того, чтобы привлечь меломанов на новую концертную площадку на окраине города? Правильно, всего лишь один пианист. Только чтобы это был Денис Мацуев. Поздравляем Московскую филармонию с удачным решением, и эффектным стартом Филармонии-2!
Ирина Шымчак
« назад