Царение Музыки в Доме Музыки: Спиваков и Мацуев играют романтиков

10 октября 2014

Юбилейная волна Владимира Спивакова (к его 70-летию), начавшаяся 12 сентября 2014  в Светлановском зале  ММДМ и отличившаяся высочайшим уровнем  исполнений,  прокатилась  и  по дальнейшим числам.  3 октября в том же Светлановском зале Дома Музыки состоялся концерт, который не мог не заинтриговать: в камерном дуэте  соединились  Владимир Спиваков как скрипач и Денис Мацуев!  Притом, в каком репертуаре:  самом  романтическом – скрипичные сонаты Брамса и Франка с добавлением (на бис)  Вальса Дебюсси.  Программа эта – совершенно спиваковская, с какой в начале своей карьеры этот скрипач завоевал мир. Как же чувствовал себя в таком пряном  лирическом  поле  Денис Мацуев,  с его титанизмом, эстрадной эффектностью и джазовой жилкой?  Расскажем по порядку.

tВ глубокую лирическую  сферу  вместе со Спиваковым Мацуев вошел уже не впервые. Раньше они вместе играли Второй  концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром (Спиваков дирижировал), где есть гипнотически  зачаровывающая медленная часть (кстати, концерт  посвящен гипнотизеру Н.Далю). Рахманинов стал для Спивакова одним из его «я», и Мацуев  удивительным образом встроился   в абсолютно единый  с ним ансамбль.  

Но вот – их всего только двое перед  замершим переполненным залом.  Для скрипки и фортепиано исполняют Третью сонату Брамса, Скерцо Брамса,  Сонату Франкаt и  несколько  разнообразных бисов. Спиваков  берет линию на изысканный романтизм, с нежнейшим, наполненным множеством оттенков  звуком, с эффектами   загадочной тихости. А Мацуев?  Всем-всем он показывает, насколько  он может играть лирику, романтику, даже с придыханиями, проводя всё это в великолепном, полном звуке рояля. Мощь и титанизм оборачиваются  полнотой пения  фортепиано,  подобного  человеческому голосу. 

Отдельный предмет разговора -  ансамбль столь контрастных индивидуальностей. Партнеров здесь можно сравнить с  образами, созданными романтиком Шуманом,  – Эвсебием и Флорестаном:   Эвсебий – мечтательный, Флорестан – бурный, но это - две натуры одного человека. Вот Третья соната Брамса. Главную тему  проводит скрипка, и Спиваков  подает ее мягко и нежно. В побочной же   на первый план   выходит фортепиано. И Мацуев   с немедленной готовностью полнозвучно ее «пропевает», дополняя   взволнованными  пассажами.   И далее:  скрипач  демонстрирует  всё новые  и новые  лирические стороны своей игры,  а пианист всё время находит моменты  «вставок» для  своего полнозвучия, и вся ткань музыки до отказа наполняется    великолепным  интонированием, становясь  некоей голографической  музыкальной картиной.  При этом в отношении чисто исполнительской сыгранности    ансамбль (здесь и далее) совершенно идеален. 

После Третьей сонаты идет Скерцо Брамса, известное, но с неизвестной историей создания. Оказывается, первоначально это была часть коллективного сочинения трех композиторов, посвященного  известному скрипачу   Иоахиму. И в  произведении  была запрятана символика  любимого  девиза Иоахима «Свободен,  но одинок» (ноты фа- ля- ми латинскими  обозначениями). В напористом Скерцо Брамса  одиночества не ощущается,  эта музыка -  скорее «мацуевская», и пианист  под конец (пьесы и первого отделения)  вызволяет свой   бурный флорестановский  темперамент. 

Во втором отделении следует Соната Франка – коронный номер Спивакова  в течение многих лет. Однако скрипача увлекает не повторение его ранних трактовок, а изобретение некоего «позднего стиля».  Звук полон нежности, тонкости,  неожиданной  тихости,  мягкости, сладостной любовной певучести, но моментами, конечно, и порывистости, стремительности. Мацуев же в одних случаях «поет»  на клавиатуре с  лирическими замираниями, а в других -     бросается в страстность, бурность, крупную фортепианную игру. В этом дуэте можно было услышать  удивительные миги, когда  словно над океанскими волнами  фортепиано  реет в вышине  «надземная» скрипка  Спивакова. 

После такого  впечатляющего художественного «разогрева»  многочисленная публика  желала непременного продолжения. И последовало  едва ли  не  еще одно отделение концерта. «Хабанера» Равеля не могла не захватить  зажигательностью ритма,  которому артисты придали  некоторую вольность, а в конце пришли к трепету трелей, чувственному глиссандо и такому растворению в воздухе, которое  действует не менее захватывающе, чем мощь  громких  аккордов. 

Жемчужиной бисов стала  пьеса Дебюсси под названием  «Вальс. Как можно медленнее». Эта миниатюра  исполняется Спиваковым с давних времен. В частности, она вошла в собрание изумительных записей на диск в его ансамбле с пианистом Сергеем Безродным,  с заглавием «Браво, брависсимо» (по исполнениям 1998-99 гг.). Эта музыка Дебюсси,  с ее  томными гармониями,  вкрадчивой мягкостью   мелодии,   медлительным движением, изысканнейшими тихими кульминациями  в высоком регистре, как бы полная любви от начала до конца,  словно создана для Спивакова.  Ведь он  смолоду прославился как обладатель  звука редчайшей  красоты.  И этим  божественно красивым звуком в сочетании с предельной внутренней  чуткостью артиста  к каждому  мигу музыки, мастерством полета формы   теперь была проведена вся  пьеса. Музыканты в таких случаях говорят просто: гениально! А тот штрих, который  привнес в танец Дебюсси  Денис Мацуев – это  слегка шевельнувшаяся в нем жилка джаза: ведь  гармонии джаза и были почерпнуты  во многом   из гармоний Дебюсси и  Равеля. 

Для меня  после такого Царения  Музыки был уже  порог  впечатлений. Но музыканты пошли дальше. Идя теперь в сторону  вкусов  Мацуева,  они сыграли Тарантеллу Стравинского,  моторика которой  тут же     всколыхнула зал.  Наконец,  чтобы  окончательно утопить публику в  ожидаемых ею музыкальных удовольствиях, в заключение концерта исполнили  Танго Пьяццоллы, и  оба музыканта дали себе волю в передаче страстности мелодий и ритмов.  Стоячая овация  от партера до верхнего яруса  сопровождалась криками «Браво! Брависсимо!».

советский и российский музыковед, 

музыкальный педагог, доктор искусствоведения 

профессор Московской государственной 

консерватории имени П. И. Чайковского

заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов МГК им. П. И. Чайковского 

член Союза композиторов СССР (РФ)

 заслуженный деятель искусств РФ 

Валентина Николаевна Холопова


« назад