"Денис Мацуев и его команда"

25 декабря 2011

Когда известный пианист Денис Мацуев приезжает в США, местные газеты пишут о нем так: «К нам приехал сибирский русский музыкант». Мацуеву такое определение очень нравится. Ему всего 28 лет. А его выступления в крупнейших залах мира расписаны уже до 2007 года.

«Ненавижу гаммы!»

— Где Вам больше нравится выступать — на родине или за границей?

— Если ты выбрал профессию концертирующего музыканта, для тебя не важно, где играть — в Карнеги-холл в Нью-Йорке или в сельском клубе. Конечно, дома выступать гораздо ответственнее. Русская публика — самая сложная в мире. Если тебя приняли российские слушатели, уже ничего не страшно, можешь играть везде.

— Обычно музыканты говорят, что русская публика — самая благодарная.

— Да, если тебя приняли, то будут носить на руках. А за границей мне многое непонятно. Когда в первый раз приехал в Америку, после моего выступления все в зале встали и долго кричали «Браво!». Я пришел в номер гостиницы и не мог заснуть от мысли: «Боже мой, какой успех!» А потом попал на концерт абсолютно посредственного скрипача, и американцы также встали и тоже кричали «Браво!». (Смеется.)

— Сколько часов в день Вы играете?

— Сейчас очень мало. Потому что: а) я все время в самолете, б) я вообще никогда много не занимался. Ни-ког-да! Может, у меня шило в одном месте. (Хохочет.) Это идиотизм, когда люди играют по 10 часов. После 3 часов игры на рояле мозги выключаются, музицируешь уже чисто технически, толку от этого нет. Я и гаммы никогда не играл. Плевал на это дело и уходил гулять. Неправда, что без гамм невозможно научиться играть на рояле.

— Известный пианист Николай Петров сказал, что сейчас молодых ребят учат лихо играть на рояле. Мол, когда выступают Мацуев, Руденко, на глаза не наворачиваются слезы.

— Я глубоко уважаю Николая Арнольдовича, но не совсем согласен с тем, что Петров говорит о новом поколении. Когда он сам был молодым, его также критиковали за виртуозность, амузыкальность, непроникновенность.

Да, сегодня тенденция к техничности есть. Все хотят выбиться на сцену за счет конкурсов, где нужно играть быстро, чисто, иметь спортивную выносливость. Это, конечно, не очень хорошо. Но я не считаю, что в молодом поколении все уж такие механистичные виртуозы. Не все так плохо. Я устраиваю уже второй за последнее время фестиваль. Первый — «Звезды на Байкале» — был в Иркутске. В нем участвовали мэтры: Спиваков, Образцова, Федотов, Бэлза, Горенштейн, Гаранян. Второй фестиваль будет называться «Крещендо» — музыкальный знак нарастания. Он пройдет в Москве с 10 по 16 февраля. Я собрал команду музыкантов в возрасте до 30 лет. Приедут знаменитый виолончелист Борислав Струлев из Америки, первый гобой мира Огринчук и многие другие. Планируем сделать гала-концерт, шоу. На одном из концертов фестиваля в Зале им. Чайковского все будут играть несерьезные произведения, устроим эдакий джем-сейшн. Принимают участие БСО с маэстро Федосеевым, биг-бенд Гараняна, Пермский балет. Мы ничего не хотим никому доказывать, просто покажем, что русская исполнительская школа не умерла. И мы можем играть не только виртуозно, но и с душой.

«Это было бездарно»

— Один известный музыкант сказал: «К сожалению, у современных деятелей культуры, которым с юности сопутствовал успех, атрофируется понятие «самокритика».

— Я прихожу домой после концертов, заваленный цветами и сыгравший 20 бисов. И каждый раз мама и папа вызывают меня «на ковер», и… начинается самое страшное: «Это было бездарно, ужасно». Меня смешивают с чем только можно. Папа — потрясающий музыкант, композитор и пианист. Мама — тоже пианистка, преподает. Я был обречен на музыкальную карьеру. Сегодня папа по-прежнему пишет музыку, мама занимается со студентами, они не могут сидеть без дела. Но в основном родители занимаются мною, ездят со мной на гастроли. Эдакая Мацуев-команда. (Смеется.) Я понимаю, что в словах родителей есть некоторое преувеличение. Но такой холодный душ просто необходим. Думаю, нарциссизм мне не грозит. Ненавижу все свои записи. Только за один концерт в этом сезоне мне не стыдно. В Зале им. Чайковского за один вечер играл три концерта Чайковского. Никто до этого такого еще не делал. Но я выдержал!

— Вас раздражает, когда во время вашей игры раздаются звонки мобильных телефонов?

— Мобильники — действительно бич, и не только у нас, но и в Америке, в Японии. Был случай, когда я играл в одном из российских городов. У кого-то постоянно звонил телефон, я не понимал, почему человек не может его выключить. Когда раздался очередной звонок, я резко перешел с Бетховена на ту «мобильную» мелодию и начал импровизировать. Это было преступление по отношению к Бетховену. Но публике моя импровизация понравилась!

Ольга Шаблинская, «Аргументы и факты» № 5 (1266)


« назад