Вечер памяти Святослава Бэлзы
У любого рыцаря, если исходить из характера его, безусловно, благородной «сферы деятельности», просто не может не быть прекрасной дамы, ради которой он совершал бы подвиги и которую бы воспевал в своих одах. Прекрасной дамой рыцаря музыки Святослава Бэлзы как раз и была сама Музыка, профессиональный роман с которой у него начался еще на заре перестройки с популярной некогда телепрограммы «Музыка в эфире».
Возможно, нынешнее молодое поколение зрителей уже и не вспомнит этот пилотный телепроект, ибо на смену ему пришел целый ряд других, а Святослав Бэлза давно уже превратился в интеллектуальный музыкальный рупор современной эпохи.
В какой-то момент Святослава Бэлзы «стало чрезвычайно много» также в жизни завсегдатаев концертных залов и музыкальных театров, ибо не только топовые музыкальные события, но и ряд программ, открывавших публике новые молодые имена, неизменно попадали в сферу интересов этого «maestro di musica».
С середины 80-х годов и до момента своего скоропостижного ухода из жизни в начале июня нынешнего года Святослав Бэлза был такой же характерной приметой нашего времени, как само невиданное сегодня оживление в Москве музыкальной жизни, буквально заново отвоевавшей статус одной из музыкальных столиц мира. И в этой бурной захватывающей череде событий вопрос о том, нужен ли концерту классической музыки конферанс, предстает далеко не праздным.
«Профессиональным» меломанам и театралам «со стажем», точно знающим, зачем и на что они стремятся в зрительный зал, не пропуская ни одного стóящего концерта или спектакля, думается, что и не нужен. Однако для значительной армии представителей широкой публики широкая дорога к классической музыке открылась именно благодаря страстному и в высшей степени интеллигентному слову Святослава Бэлзы: для этой категории слушателей он стал поистине незаменимым подарком судьбы.
Его эрудиции можно было однозначно позавидовать, но Бэлза, обращаясь к залу, «никогда не стремился открывать Америку»: он всегда умел говорить просто о сложном, всегда умел заинтересовывать и всегда умел находить общий язык именно с той публикой, которой он нужен был больше всего.
Именно популяризация классической музыки стала наипервейшей задачей маэстро, делом всей его жизни, а искусство академического конферанса – это то, в чем ему поистине не было равных: знамя служения Музыке ее рыцарь нес до своего последнего часа. Сегодня его уже нет с нами, но он останется навсегда в нашей памяти, и поэтому важность инициативы Фонда Елены Образцовой, поддержанную Московской консерваторией, а также друзьями и коллегами Святослава Бэлзы (теми, кого он представлял в концертах или на телеэкране), переоценить просто невозможно.
Благодаря совместным усилиям названных сил, вечер памяти выдающегося музыкального просветителя состоялся 4 июля в Большом зале консерватории. А ведущими этого мемориального мероприятия стали Игорь Бэлза, старший сын Святослава Бэлзы, и Мария Максакова, которая вместе со Святославом Бэлзой не раз была соведущей телепрограмм и концертов.
Это был, прежде всего, вечер памяти, очень теплый и очень добрый, расположивший атмосферой безграничной любви к ушедшему от нас кумиру.
Это был очень трогательный камерный вечер – без привычного в подобных случаях симфонического оркестра, аккомпанемент которого, требующийся в ряде номеров, заменяло сопровождение фортепиано. Однако, положа руку на сердце, нельзя не сказать, что одним сплошным нескончаемым музыкальным праздником этот вечер всё же не стал, а наиболее восхитительные моменты ему подарило искусство Динары Алиевой, Владимира Магомадова, Василия Ладюка, Дениса Мацуева и совсем еще юного пианиста Александра Малофеева.
Динара Алиева, как всегда, была царственно величава и эмоционально темпераментна: в ее исполнении прозвучали мелодия Леоноры из «Силы судьбы» Верди и знаменитая пахмутовская «Нежность». Именно последний опус в сердцах слушателей отозвался в этот вечер болью невозвратной утраты, чувством щемящей, но поразительно светлой печали. Наверное, так и должно быть, ведь сам Святослав Бэлза был человеком светлым и лучезарным: именно таким он и останется в наших сердцах.
Контратенор Владимир Магомадов изысканно и на редкость стильно исполнил весьма чувственные речитатив и ариозо Ксеркса «Frondi tenere … Ombra mai fu» из одноименной оперы Генделя. Свою фирменную благородную кантилену Василий Ладюк продемонстрировал в арии князя Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского и в романсе Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда» на стихи Пушкина.
Денис Мацуев «специально для Святослава Бэлзы» сыграл не так давно разученную им «Крейслериану» Шумана (op. 16).
Так случилось, что маэстро успел стать свидетелем работы пианиста над этим опусом, но услышать его исполнение со сцены ему уже не довелось. Денис Мацуев – и это нельзя было не почувствовать в полной мере! – играл действительно для своего старшего друга… И вся богатая гамма гениальных романтических «безумств», заложенная в этом весьма продолжительном программном сочинении Шумана, оживала в этот вечер в упоительной «симфонии» виртуозной элегантности и безудержной – с легкостью возникавшей и с изяществом исчезавшей – чувственной импульсивности.
Выступление лауреата международных конкурсов, стипендиата Фонда «Новые имена», Фонда М. Ростроповича и Правительства Москвы Александра Малофеева, потрясающе зрело и необычайно виртуозно исполнившего ни много ни мало «Венгерскую рапсодию» № 2 Листа, стало настоящей сенсацией и подлинным откровением вечера. Еще один юный музыкант, лауреат международных конкурсов, стипендиат Благотворительного фонда В. Спивакова и Фонда Ю. Розума, пианистка Анастасия Махамендрикова, определенно, смогла заинтриговать исполнением одной пьесы из цикла Мендельсона «Песни без слов» (№ 32, op. 67). На бесспорной высоте творческого профессионализма оказалась Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, представившая под управлением Геннадия Дмитряка два фрагмента из «Всенощного бдения» Рахманинова («Ныне отпущаеши» и «Богородице Дево, радуйся»).
Василий Лановой, которому принадлежит крылатое изречение о том, что Святослав Бэлза спит во фраке и бабочке, прочитал в этот вечер любимые стихи легендарного теперь уже ведущего – стихи Пушкина. Действительно, в нашем сознании облик интеллигента Святослава Бэлзы – это облик вышколенного с иголочки человека с непременной элегантной бабочкой.
В силу этого Фондом Елены Образцовой была специально заказана коллекционная партия бабочек ручной работы, и каждому участнику памятного вечера такая бабочка была вручена как на память, так и на удачу. И это далеко неспроста, ведь, как известно, у Святослава Бэлзы была легкая рука: молодые музыканты, которых он когда-либо представлял, рано или поздно в сфере своей исполнительской деятельности добивались высот и признания.
Большим сюрпризом программы стало исполнение прима-балериной Мариинского театра Юлией Махалиной знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. Соло виолончели в этом номере замечательно провел Борислав Струлев. Он же достаточно эффектно представил и виолончельный вариант «Медитации» из «Таис» Массне (в оригинале – для солирующей скрипки).
Дуэт в составе Максима Федотова (скрипка) и Галины Петровой (фортепиано) вполне достойно, но без особого изыска, исполнил «Смерть Изольды» из «Тристана и Изольды» Вагнера в переложении А. Исаковой. Музыканты Московского молодежного камерного оркестра во главе с его художественным руководителем Валерием Вороной – на сей раз в качестве скрипача-солиста – на редкость «усыпляюще» и монотонно скучно представили «Ноктюрн» Е. Подгайца. В исполнении Вероники Джиоевой разительно немузыкально и тяжеловесно прозвучала ария Леоноры из IV акта «Трубадура» Верди.
Но совсем уж явным «творческим компромиссом» вечера стало исполнение Марией Максаковой двух произведений Рахманинова – известного «Вокализа» и романса «О, не грусти» на стихи Апухтина. Воистину, одно дело – быть ведущей концерта, совсем другое – предъявить академическую манеру вокального исполнительства.
И всё же в шедшем от сердца приношении своему безвременно ушедшему знаменитому коллеге искренность чувства певицы не ощутить было невозможно: именно это и оказалось способным искупить всё…
Игорь Корябин
« назад