Тринадцатый титан
Цикл Великих исполнителей.
Не прошло и двух месяцев с момента последнего выступления Дениса Мацуева в Национальном музыкальном зале Мадрида, как он вернулся, чтобы вновь восхитить своих слушателей. Мощная игра русского пианиста сорвала бурные аплодисменты, вызвала улыбки и крики «Браво!»
Времена года 37 опуса Чайковского обнажили самую чувственную, даже самую утончённую грань творчества Мацуева. Каждая фраза была разобрана, прочувствована и продекламирована. Хотя нельзя не восхититься искусством, с которым артист представил произведение в целом, особое внимание привлекла «Осенняя песнь», заставившая публику не раз затаить дыхание. Месяцы года были изображёны через музыку Чайковского с точностью кисти художника или же фотообъектива. Образы, вызванные к жизни Мацуевым, заставляли испытывать жару и холод, ощущать отвагу, ностальгию, умиротворение...
Романтический ореол первого отделения уступил место мрачному Мефисто-вальсу №1 Листа, на время придавшему концерту напряжённость. Пианист продемонстрировал приёмы, за которыми публика следила, раскрыв рот: не только из-за его владения множеством техник, из-за тысяч тональностей и различных регистров его музыки, но и из-за его феноменальной манеры задействования педали, а также необычайно быстрой смены ритмов.
В завершении программы прозвучало не что иное, как Соната №7 Прокофьева, одно из самых легендарных произведений фортепианного репертуара. Эта соната славится своей чрезвычайной сложностью, заключающейся как в техническом подходе, так и в осмыслении её как музыкальной композиции. Тридцативосьмилетний пианист, казалось, не ведал никаких препятствий в познании и исполнении этого произведения. Движение клавиш пропело и подробно рассказало каждую мелодию, с наслаждением раскрывая таящиеся в её нотах драгоценности. Сила и непринуждённость, с которыми Мацуев сыграл Прокофьева подтверждают, что речь идёт об одном из самых потрясающих пианистов нашего времени.
Что же ожидало нас по окончании программы? Шесть выходов на бис! Похоже, Мацуев близок к тому, чтобы сравняться с Соколовым. Воодушевление публики стало его благодарностью. Начав с Музыкальной табакерки Лядова, он сыграл затем прелюдию op 23 5 Рахманинова и «Пера Гюнта» Грига, а закончил джазовой импровизацией.
На протяжении концерта зал был охвачен сильными эмоциями и оживлением. Будем надеяться, что Денис Мацуев превратится в завсегдатая концертных залов Испании, которые продолжат заполняться обожающей его публикой.
Эстер Виньэла Лозано
« назад