Gramophone Review. Запись месяца
Джереми Николас считает, что в запись двух концертов для фортепиано Чайковского стала новой вехой.
Первый концерт Чайковского записывали так много раз, что вполне справедливо было бы задать вопрос, нужна ли нам ещё одна запись.
Для ответа на него послушайте вот эту, новую.
Блестящих интерпретаций было достаточно - Горовиц/Селл, Аргерих/Аббадо, Гилельс/Мета среди них - но я сомневаюсь, что Вы услышите столь пробирающее до глубины души и роскошно сконструированное исполнение, как это. Слушать Мацуева и Гергиева всё равно, что наблюдать за за Федерером и Надалем, друзьями вне корта и ультрасоперниками на корте, когда каждый решительно настроен превзойти другого в наивысшем атлетизме и богатстве арсенала изысканных приемов.
После достаточно традиционного вступления, ты начинаешь замечать ловкие лёгкие штрихи/нюансы, такие, например, как сила, с которой Мацуев атакует клавиатуру или стремительная шестнадцатая на 5.23 минуте, которую он исполняет leggiero и без педали.
Другой герой также не медлит во время исполнения, что звучит скучно в записях данного концерта. Гергиев здесь яростно энергичен, выступая на пределе возможностей, как и солист, до момента после tutti оркестра на 10.55 минуте, так, что ты не понимаешь, как Мацуев сможет удержаться на такой высоте.
Но, конечно, Мацуев держит планку так блестяще, что волосы у публики на голове начинают шевелиться.
В медленной части, исполнение деревянных духовых и фортепианное semper staccato прекрасно схвачены и переданы.
Scerzo тоже сыграно с минимальным использованием педали и максимальной ясностью, практически на одном дыхании. Легкая паутинка, которую плетёт Мацуев, привносит необычную игривость в исполнение.
Его чеканная манера интерпретации некоторых фрагментов во время мощного выраженно мужского исполнения иногда рискует перекрыть мелодию, и кому-то может показаться слишком напористой. Но лично меня, она не смущает: в этом есть смысл и присутствует яркая страстная цель, которой так не хватает многим другим исполнениям этого концерта, и которая только добавляет к впечатлению от концерта восторг от идеи, лежащей в основе интерпретации, настолько неразрывно связанной с музыкальным текстом, так, что я гарантирую, не имеет значения, насколько хорошо вы знакомы с этим концертом, он снесёт Вам крышу.
Если это не величайшее исполнение на этом диске, то это точно эталон для меня.
Одинаково впечатляющие интерпретации op.23 и op.44 на одном диске практически не встречаются в природе, но это именно то, что мы получили здесь, на этом диске, потому что Мацуев и Гергиев предложили настолько же стремительное исполнение 2 концерта.
Из других попыток исполнения двух этих концертов на одном диске можно вспомнить об исполнении Б. Моисеевича и Дж. Велдона (APR,3/97), которые уступили по звучанию в Первом концерте и музыкально во Втором концерте.
Редакция Зилоти, с её аутентичными перезаписями и беспощадными сокращениями, до недавнего времени считавшаяся образцом хорошего тона, к счастью больше не в фаворе настолько, насколько была в 1944 году (и оставалась многие годы потом); Наибольший ущерб эта редакция нанесла "тройному концерту" второй части, в которой Зилоти сократил длинный отрывок соло скрипки с 332 до 141 такта.
Черкасский (DG,7/99 с двумя разными дирижерами), был бы прекрасен, если бы тоже не пострадал от этой редакции.
В двухдисковом издании с Гари Граффманом и Джорджем Селлом (Sony,1/06) волнующие первая и третья часть к сожалению разделены второй частью в редакции Зилоти.
Питеру Донохью и Рудольфу Баршаю (EMI, 2/91), впервые отказавшимся от Зилоти, не хватает адреналина, но запись хороша тем, что в ней приняли участие Найджел Кеннеди и Стивен Иссерлис; Олег Маршев и Оуэн Арвел Хьюз (Danacord, A/07) предлагают оригинальную версию Чайковского, но в исполнении участвуют 2 удручающе обычных солиста.
Живая запись Стивен Хоф и Осмо Вянскя (Hyperion,5/10) страдают от совсем несовершенного звука, и меня не убедил безудержный бросок Хофа в финале после ферматы на 483 такте.
Так что же делает интерпретацию Второго концерта Мацуевым и Гергиевым такой особенной?
Первая часть, со своими страницами бравурных и физически изматывающих соло, обычно является сложной для солиста и выматывающей для слушателя. Мацуев же беспардонно наслаждается исполнением, искусно избегая прямого пафоса и предлагая изящно нюансированную и цельную форму всего произведения, не без моментов озорного юмора (un poco capriccioso, как написано в музыкальном тексте на 8,01 мин) и экспрессивной элегантности (11,37 мин.).
В мучительной части Andante non troppo я должен отметить сладкозвучную скрипку и виолончель (эти солисты не указаны в буклете), хотя последний явно мастер своего дела. Совершенную мелодию Чайковского они играют с искренностью и непосредственностью, Мацуев же, когда он подхватывает тему, подчёркивает её элегичность с утончённой нежностью.
Мацуев и Гергиев остановили свой выбор на второй из композиторских версий финала, сократив такты с 310 до 326 (избыточные, на мой взгляд) и вернувшись за 7 тактов до конца.
Буйство и мятеж в финале - как и должно быть, с искромётной энергией, завершают эту эталонную запись, которую надо обязательно иметь у себя в коллекции. Две записи на пять звёзд, так сказать, на одном диске.
...
« назад