ОБЗОР ПРЕССЫ Денис Мацуев: "ТВ зомбирует народ"

25 декабря 2011

«Телевидение сегодня вовсю „производит“ кумиров. Но, увы, большинство из них — выскочки», — говорит известный молодой пианист Денис Мацуев.

11 июня музыкант отпразднует юбилей — 30-летие — в Концертном зале имени Чайковского.

— «Бедное наше время, если культовыми персонажами становятся такие, как Ксения Собчак», — эти слова произнес писатель Даниил Гранин во время нашего последнего интервью...

— Меня часто спрашивают: «Вы не хотите стать героем нашего времени? Вы вроде не бандит какой-нибудь из сериала».

На самом деле, к сожалению, я и сам не могу назвать героя нашего времени. Телевидение «производит» для нас кумиров, но, увы, большинство из них — выскочки... Нет индивидуальности, нет большого таланта, нет чего-то такого, за что зрителю можно зацепиться... А какие раньше были актеры — Любовь Орлова, Николай Рыбников... Сейчас вроде и фильмов много снимается, и деньги на это есть... «Водителя для Веры» смотрел три раза, отличная картина. Обожаю Сокурова. Хорошая полоса у молодых — Филипп Янковский, Егор Кончаловский сняли отличные фильмы — «Статский советник», «Побег»... Но все равно в кино сейчас какой-то патологический застой. А почему наши мэтры молчат? Почему не производят шедевров, которые были 15–20 лет назад?

Когда включаешь телевизор (кроме канала «Культура), открываешь газету (конечно, не «Аргументы и факты»), начинаешь чувствовать себя подавленно. Получается, что ничего хорошего у нас не происходит. Кому нужны эти стрессы? Почему, например, не рассказать о потрясающей скрипачке из города Братска? Ей 8 лет, а она играет уже «Каприсы» Паганини.

И с юмором у нас, конечно, не все в порядке. Я — «страшный» почитатель программы «Аншлаг». (Смеется.)

— Но Регина Дубовицкая утверждает: «Программа идет уже много лет, и зрители ее любят».

— Помните Александра Иванова? С каким вкусом он шутил... А сегодня... Зомбировали-зомбировали народ, показывали по ТВ юмор ниже пояса, вот и добились своего: многим нравятся все эти «аншлаги». Дурновкусие продолжает внедряться в зрительскую массу. Не верю, что нация отупела. Не верю! У нас ведь есть замечательные юмористы. Почему так мало показывают Карцева?! Все хаяли одно время КВН. Но вы не замечаете, что сейчас КВН стал гораздо смешнее и увлекательнее, чем многие юмористические программы?

В 60—70-е годы и футболисты выглядели совсем по-другому. Могли монологи говорить, ходили в театры... А сейчас на вопрос «Как вы забили этот гол?» спортсмены отвечают: ну как, гнался вперед, мяч влетел в голову, я ткнул и забил.

— Говорят: для русского счастье не в том, чтобы у него самого была корова, а чтобы у соседа вся живность издохла.

— Это не только о нас. Мне рассказывали коллеги, что в Германии друг на друга все стучат: сосед приехал на такой-то машине или привел домой любовницу... Народ там законопослушный, конечно... Но настолько?!

Мне говорят: «Ну вот, добился ты своей известности. И чего? Ограбили через три дня после твоего фестиваля „Крещендо“. Понял теперь, что такое популярность в России?» Грабители думали, что у меня тут миллионы лежат... Но классический музыкант и артист шоу-бизнеса зарабатывают по-разному. Мало того что ограбили, так воры еще и газ включили. Если бы я включил свет — полдома бы разнесло...

— Часто говорят, что поколение молодых музыкантов в России — потерянное.

— Есть Башмет, Плетнев, Спиваков, Петров, им около 50–60 лет. Потом идут Князев, Рудин, Гаврилов... А дальше — пропасть. Поколение, которому сейчас под 30 лет, — действительно потерянное и в России абсолютно неизвестное. Во время перестройки огромное количество талантливых ребят отправились на поиски работы за границу. Кто-то сегодня говорит: «Они уехали в самое трудное для России время, надо было оставаться здесь и прославлять страну. А сейчас в стране стало жить получше, и они возвращаются как герои». Я никуда не уезжал и горжусь этим. Но с подобным мнением не согласен. Музыканты здесь голодали, бедствовали. И они поехали искать лучшего в Европу, в Америку. Я вообще считаю, что у артиста не должно быть дома. Потому что его предназначение — играть для публики, где бы эта публика ни жила.

Президент сделал великое дело: оркестранты в последнее время стали получать достойные деньги — 1–1,5 тысячи долларов. Перед началом фестиваля «Крещендо» президент пригласил меня и моих молодых коллег к себе на прием. По душам поговорили... Было видно, что он в курсе всех проблем классической музыки, культуры в целом. Владимир Владимирович сказал, что такое дело, как фестиваль для молодых исполнителей, должно иметь продолжение. А мы так и задумывали, чтобы «Крещендо» проходил ежегодно. На будущий год он пройдет в Петербурге. Потом — Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Самара, Нижний Новгород...

Когда я бываю в нашей провинции, так душой отдыхаю... Еду туда подзаряжаться, когда чувствую, что «батарея садится». Мы концерты начинаем в 17—18 часов, чтобы зрители успели на троллейбусах и трамваях доехать до дома. Да я готов в любое время для них играть! А знаете, почему в Европе концерты начинаются не раньше 20–20.30? Чтобы люди успели съесть кусок мяса, выпить винца, надеть норковую шубу и доехать на «Мерседесе» до концертного зала... И они после выступления музыканта вскакивают и орут «браво!» потому, что заплатили 70–80 евро за билет. Я в этом уверен.

Ольга Шаблинская, «Аргументы и факты»


« назад