Денис Мацуев и Мефисто-вальс Листа в Санта-Чечилия, Рим

11 марта 2014

Частый гость Accademia Nazionale di Santa Cecilia, выдающийся русский пианист Денис Мацуев вернулся, чтобы поразить жителей Рима своим концертом, новинкой сезона камерной музыки.

Глубоко почитаемый, прекрасный интерпретатор Рахманинова, Мацуев представил разнообразную программу, включающую в себя с одной стороны романтический репертуар, а с другой репертуар, построенный на виртуозном исполнении. Сердцем концерта было исполнение знаменитого вальса Мефисто-вальса Ф. Листа: 13 минут сногсшибательной виртуозности и исступления, в которых пианист воплотил на глазах у публики образы Мефистофеля и Фауста.

Ф. Лист, на самом деле, написал два эпизода Фауста Николауса Ленау «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабаке» (1-ый «Мефисто-вальс»). В «Танце в деревенском кабаке» Фауст и Мефистофель приходят в кабак в деревне, где группа крестьян выпивает и танцует в праздничной атмосфере, но Мефистофелю становится скучно, и он начинает играть на скрипке, вовлекая танцующих в оргию, в то время как Фауст пытается соблазнить самую красивую девушку в деревне.

Мацуев стремительно погружает аудиторию в зловещую атмосферу и обрисовывает образ Мефистофеля между арпеджио и повторяющихся нот, представляет Фауста, убаюкивая соблазняющей сказочной музыкой, перемежая кристально-чистую виртуозность исполнения с очарованием дьявола, жестоким и тонким, которое, кажется, начинает жить своей жизнью.

Мацуев всегда предстает глубоко чувствующим человеком, но никогда не выходит за рамки и не выглядит дерзким. Он виртуозен и предлагает практически эталонное исполнение Сонаты №7 Прокофьева, которая завершается на невероятной скорости, разрываясь между ритмической силой и мелодической чувственностью в том, что Маяковский назвал «пощёчиной общественному вкусу».

В начале Мацуев, напротив, продемонстрировал исключительную элегантность и силу своей души во «Временах года» Чайковского, цикле из 12 коротких характерных произведений, посвященных месяцам года, по-новому интерпретировав каждую из частей, каждое настроение, связанное с изменениями души, начиная с предвкушения вечера перед жарким очагом в январе, радости от Масленицы в Феврале, меланхолической неуверенности в Марте, спокойствия в Апреле, мечтательности в Мае, радостей лета и заканчивая вальсом весёлого Рождества.

Мацуев не заставил себя ждать, когда публика вызвала его на бис оглушительными овациями, и порадовал 7 невероятными бисами, включив в них и стандартную джазовую композицию, переосмысленную по-новому виртуозом фортепианной музыки.

Teatrionline

Метки: рецензия Рим

« назад