Ревью на диск «Чайковский: 1 и 2 концерты для фортепиано с оркестром. Мацуев/Гергиев. Оркестр Мариинского театра»
Я ожидал мощного и эффектного исполнения Первого концерта Чайковского от сильного и технически феноменального Мацуева и он не разочаровал. Немногие пианисты с энтузиазмом относятся к этому несколько не пианистическому произведению 34 летнего Чайковского, который сам пианистом не был. Он вложил душу в концерт, посвятив его Николаю Рубинштейну, который с негодованием отверг его, назвав " никуда не годным". Этой фразой часто излишне резкий Рубинштейн заработал себе репутацию упрямца, отвергшего произведение, позже вошедшее в летопись западной музыкальной культуры.
Впрочем и сам Чайковский не смог бы предсказать неслыханной популярности этой работы, связанной, прежде всего, с блестящей, но недостаточно раскрытой, темой первой части. Мацуева, в свою очередь, не особенно интересует история, а то, как он может исполнить этот концерт. И здесь его мастерство неоспоримо.
По неясной для меня причине Гергиев подошел к финальным фразам первой части в крайне неудачном темпе ( слишком медленном), совершенно выхолостив драматический накал и сразу опустив уровень исполнения. Поэтому, невзирая на отличный звук и, в общем, хорошее исполнение, я бы не поставил эту запись выше, чем записи Аргерих с Дютуа, Аргерих с Кондрашиным или Клибберна с Кондрашиным.
Запись Второго концерта весьма ценное дополнение и, наверняка, многие оценят этот диск именно из-за нее. Чайковский предпочитал Второй концерт Первому и считал его более удачным во всех отношениях. Этот концерт - более продолжительный и значительный, был написан через 6 лет после первой попытки, в возрасте 40 лет , когда у Чайковского уже было несколько очень удачных произведений за спиной. Он был вновь посвящен Рубинштейну, скончавшемуся прежде, чем он смог его исполнить. Сам концерт был дважды изменен самим композитором, позднее была сделана еще одна редакция под его руководством.
Сегодня желаниям композитора придается огромное значение и только очень вдумчивый, проницательный пианист, глубоко понимающий замысел автора способен сориентироваться в сложных, почти камерных, иногда балетных и крайне виртуозных гранях этой музыки.
Несмотря на то, что этот концерт остается недооцененным, во многих местах он вновь вызывает интерес и, несомненно, заслуживает большего внимания, чем многие приятные, но незначительные романтические концерты. Мацуев оказывает этому концерту неоценимую услугу своим исполнением, вероятно лучшим после Гари Графмана, полностью компенсируя эмоциональный спад первой части Первого Концерта. Мастерство и талант Мацуева особенно ярко проявляются в этой музыке.
Стивен Риттер
Audiophile Audition« назад