"На повышенных тонах"

25 декабря 2011

В Москве прошел первый музыкальный фестиваль Crescendo, объявивший своих участников «новым поколением русской исполнительской школы». Его арт-директор Денис Мацуев и продюсер Давид Смелянский сделали все для того, чтобы об этом малоизвестном поколении услышал даже президент Путин.

Фестиваль, объединивший очень разных, хотя, вероятно, вполне дружески друг к другу настроенных музыкантов возрастом от 20 до 30 лет, состоял из семи вечеров и имел все атрибуты родного, отечественного пафосного стиля. Здесь были и трогательная подрастающая смена (концерт фонда «Новые имена»), и почти классический балет (гастроли пермского театра с хореографией Баланчина и Денисом Мацуевым за роялем), и незыблемые Вариации Чайковского на тему рококо на открытии в БЗК (правда, в совершенно безвкусном исполнении гостя из Америки Борислава Струлева), и респектабельный ведущий Святослав Бэлза.

Широту вкусов и демократизм нового поколения отражал джазовый концерт с участием оркестра Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна, на котором участники фестиваля, поддавшись пристрастиям своего арт-директора, играли все, что можно выдать за джаз. Во время него ведущий и поведал публике, что фестиваль в полном соответствии со своим названием (crescendo — это итальянский музыкальный термин, означающий постепенное увеличение силы звучания) дошел-таки до кульминационной точки — молодых музыкантов принял российский президент.

Все прекрасно, хотя и немножко странно. Получилось, что вроде как благодаря фестивалю обнаружилась куча новых, никому не известных, но очень долгожданных гениев, о находке доложили куда следует, и теперь наконец все у нас пойдет как надо. Хотя если хорошенько разглядеть этих неизвестных гениев, сразу вычеркнув для ясности из их числа топ-модель фортепианного искусства Екатерину Мечетину, кафешантанного персонажа Струлева и, пожалуй, лауреата двух конкурсов Чайковского — излишне беспечного пианиста Вадима Руденко (на его совести — загубленное Трио Чайковского «Памяти великого художника»), а арт-директора Дениса Мацуева — просто отодвинув в сторону по причине его безумной популярности и востребованности, то что же у нас получится?

Гобоист Алексей Огринчук с блестящей, практически невозможной для русского духовика европейской карьерой и местом солиста в одном из самых престижных оркестров мира — Концертгебау. Фестивалю от него досталось фантастически умно, подробно и искренне сыгранное сочинение Гии Канчели «Возвращение в детство» и еще пара безупречных номеров в одном из камерных концертов.

Виолончелист Борис Андрианов, живущий между Россией и Германией. Тончайший музыкант, без потерь прошедший сквозь все жанровые премудрости фестиваля: украсил и камерную, и симфоническую программы, и даже на джазовом вечере сумел выйти сухим из воды, приготовив уникальный концерт для виолончели и биг-бэнда знаменитого австрийского эксцентрика Фридриха Гульды.

Есть еще лондонская компания — скрипач Борис Бровцын, пианистка Екатерина Апекишева, альтист Максим Рысанов. Вместе с Андриановым они подарили фестивалю три великолепно исполненных квартета Брамса, которые для нашей скудной и сильно обесценившейся после рихторовских времен культуры камерного музицирования — как глоток живой воды.

Но все эти имена — с маленького, тихого, но стойкого фестиваля «Возвращение», уже восемь лет подряд собирающего в начале января своих «возвращенцев» в Рахманиновском зале консерватории. Они уже давно открыты и любимы. Просто теперь нам все про них объяснили на повышенных тонах.

Екатерина Бирюкова, газета «Известия»

Метки: пресса Crescendo

« назад