ОБЗОР ПРЕССЫ Денис Мацуев: "Спивакова с Башметом накормим омулем и Байкалом"

25 декабря 2011

С 14 по 21 сентября в Иркутске пройдет II музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». Инициатор выезда мэтров (Владимир Спиваков, Елена Образцова, Юрий Башмет, Гарри Гродберг, Георгий Гаранян и др.) на чистейшее озеро мира — Денис Мацуев, наш пианист с мировым именем.

— Не знаю, кого везти на третий фестиваль, — шутит музыкант. — Столь высоко поднята планка. В этом году приедет коллектив Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Он входит в пятерку лучших оркестров мира. Это бренд России. В последние годы мы много гастролируем вместе, и я как-то предложил Юрию Хатуевичу съездить на Байкал. А он взял и согласился. Поверить не могу до сих пор.

«Звезды на Байкале» — подарок родному городу. Фестиваль проходит раз в два года. И в 2004-м стал для Иркутска «бомбовым ударом». Ничего подобного по уровню там давно не было. Билеты на все концерты смели в один день. Город бредит нашим фестивалем. Люди хотят вдохнуть глоток свежего воздуха после помоев, которые льются с телеэкранов.

— Звезды исключительно по дружбе с вами ездят или у них еще какая выгода?

— Ради такого приема, какой нам оказали в прошлый раз, стоит ехать в провинцию. Люди штурмовали несчастный музыкальный театр, и охрана еле справилась. Спиваков, у которого везде аншлаги, до сих пор не может забыть, как на его концерте публика рыдала, стонала и долго не хотела отпускать.

Да и Байкал окрыляет. Если хотя бы раз в год там не побываю, не могу потом существовать в сумасшедшем сезоне. Всех участников фестиваля обязательно везут на озеро — чтобы поели омуля, попили чистейшей воды. Там же на глубине километра можно видеть рыбу... Кто побывал на Байкале однажды, хочет вернуться. Не говоря уже обо мне, который провел там 15 лет.

Недавно прочитал сценарий Кончаловского с Нагибиным о Рахманинове, как он страдал по своей Ивановке. Не сравниваю себя с Рахманиновым, но я понимаю русского человека, который скучает по родине.

— Дорого обходится подобное утоление ностальгии?

— Привозить коллективы такого уровня сложно. Я никогда не занимался оргвопросами — только художественной частью. А теперь нужно быть в курсе всех проблем. Основную часть бюджета, половину которого предоставили местные власти, съедает дорога. Так, для оркестра Темирканова надо заказывать чартер из Пулково. Авиакомпании так взвинтили цены, что билет бизнес-класса стоит 3000 долларов. В Америку дешевле улететь!.. Финансовые сложности были, но мир не без добрых людей. К счастью, не у всех, кто сегодня обладает большими деньгами, съехала крыша. Некоторые давали деньги и просили их даже не упоминать.

Можно было эту идею послать подальше, но я понимаю, что фестиваль нужен. И он должен быть традиционным. Как вице-президент фонда «Новые имена» я снова проведу конкурс молодых ребят. Мы тут нашли настоящий самородок — Аню Савкину из Братска. 10-летняя девочка потрясающе исполняет Паганини на скрипке, хотя в ее городе на этом инструменте никто не играл. Талантов в России много, надо только искать.

— В вашем графике зарубежные и российские гастроли уравновешены. Почему не предпочтете Запад, где гонорары больше?

— Вообще 60 на 40. Я бы мог зарабатывать, играя на корпоративных вечеринках, но не чувствую вкуса денег. Могу все сразу потратить, сейчас вот свои средства вкладываю в фестиваль... Я получаю удовольствие не от зарабатывания денег, а от игры на сцене. Понятно, что профессионал должен получать за свою работу. Но концерты по России приносят мне большее моральное удовлетворение, чем за границей.

Если мне предложат вариант российских гастролей, адекватный американскому турне, я выберу Россию. Да, в течение года мне нужно играть в нескольких точках — Лондоне, Париже, Вене, Амстердаме, Токио, иначе просто вылечу из обоймы. Но если это второстепенные зарубежные города, я уже никогда туда не поеду — насытился.

Деньги деньгами, но не ради этого мы выходим на сцену.

Сабурова Ольга, «Собеседник»


« назад