Репортаж Süddeutsche Zeitung с концертов Дениса Мацуева 1 и 2 апреля 2013 года в Москве
Иногда кажется, что он прикладывает слишком много сил, стремясь продемонстрировать пределы возможностей концертного рояля, который то грохочет резким дискантом, то звучит элегантным Legato - предметом гордости русской фортепианной школы, богатым мелодичностью и звуком.
Пианист Денис Мацуев - звезда классической музыки в России и во всем мире. Своей шевелюрой и внушительной статью он напоминает великих пианистов 20-х годов прошлого века. Ему всего 37 лет, но он уже на пике своей карьеры. Он известен во всем мире. И он записывает диски и в Москве, и в Нью-Йорке.
При этом нужно иметь в виду, что в России существует традиция классической музыки, которая в такой же степени, наверное, существует еще только в Германии или Вене. Культ классической музыки существует еще со времен расцвета барокко, когда великие музыканты из Вены посещали не только Лондон и Париж, а еще и приезжали в Копенгаген и Санкт-Петербург в поиске работы. В России гордятся более чем столетней уникальной пианистической школой, которая сейчас распространяется по всему миру. «Раньше китайские музыканты приезжали учиться в Россию, а сегодня все больше российских педагогов работает в Китае,» - говорит Мацуев.
Экономической выгоды от музыкальной культуры в России практически нет. Мацуев – единственный российский классический артист, с которым звукозаписывающая компания Sony music записывает диски и продает их на территории России. При тираже каждого альбома в 200 тыс, 800 продаются в фойе концертного зала сразу после концерта. Люди, покупающие диски в зале, обязательно хотят еще и получить автограф, собирая огромные очереди перед гримерной артиста.
Уже перед началом концерта, когда еще в зале слышны то шелест, то покашливание, чувствуется восхищение и напряженное ожидание. Вздох проходит по залу, когда дирижер Слаткин заставляет оркестр играть вступление тише, уступая лидерство пианисту. И наконец-то он ударяет по роялю! И его огромные руки мягко прекращают начатую им же атаку, из под его совсем не длинных пальцев стремительно рождается плавное сентиментальное адажио.
В КЗЧ на Триумфальной площади очень тихо и только камеры и метры проводов напоминают нам, что мы участвуем в прямой трансляции Гала-концерта. В программе Второй и Третий концерты Рахманинова. В конце публика взрывается аплодисментами, юные и взрослые дамы выстраиваются в очередь, чтобы вручить Мацуеву цветы и пытаются его поцеловать. Кто- то дарит ему коньяк. Мацуев выглядит уставшим и довольным, и покидает сцену величественной походкой с истинно маршальским достоинством. Этот вызывающий всеобщее восхищение музыкант очень уважаем в своей стране. Всегда приятно, когда выдающийся мастер остается простым человеком. Но очень важно понимать, что прежде всего он - кумир.
Почему новый диск было не записать в Москве? Потому что в этот раз речь шла о двух произведениях, тесно связанных с Северной Америкой. Прежде всего это был Второй концерт Рахманинова, который прославил Рахманинова в США и который сам Рахманинов неоднократно исполнял в сопровождении НЙФО. Вторым произведением была Рапсодия в стиле блюз Гершвина, на премьере которой присутствовал Рахманинов. Для записи этих часто исполняемых и записываемых произведений речи ни о каком другом оркестре кроме НЙФО и не было. Дирижировал новый руководитель оркестра - Алан Гилберт, Денис Мацуев солировал на фортепиано и за звукозаписывающим пультом был дважды лауреат Грэмми, немецкий звукорежиссер – Недель. Все было готово в Эвери Фишерхолл в Линкольн-центре.
« назад