Рахманинов с аншлагом
Во всем мире отмечают 140-летие Сергея Рахманинова, чье творчество коротко определяются в музыке понятием "русский стиль". О рахманиновском проекте и о своем новом фортепианном конкурсе Денис Мацуев рассказал "Российской газете"
Денис Мацуев: Это дата серьезная, и я знаю, что на наши концерты в Москве соберутся поклонники Сергея Рахманинова, журналисты и критики со всего мира. В два вечера прозвучат Вторая симфония Рахманинова, его Второй и Третий фортепианный концерты, Рапсодия на тему Паганини, "Вокализ". Прямая трансляция из Зала Чайковского будет вестись на все страны. 140-летие Рахманинова будут отмечать везде: в Нью-Йорке, в Лондоне, в Вене, в Берлине. У меня как раз в день рождения Рахманинова выходит диск, который я представлю в Москве, с записью Второго концерта Рахманинова и Рапсодии в стиле блюз Гершвина с оркестром Нью-Йоркской филармонии и дирижером Аланом Гилбертом. В последний раз Нью-Йоркский филармонический оркестр записывал Рахманинова с Владимиром Горовицем и Зубином Метой в 1978 году. В этом году я буду играть в десяти столицах концерты в формате "Гала-Рахманинов". И заранее знаю, когда в афише музыка Рахманинова - аншлаг гарантирован.
А что происходит сейчас, после кончины внука Рахманинова с его наследием и Фондом?
Денис Мацуев: Идет дележ наследства. У Александра Борисовича осталось много детей, и кому что достанется, пока непонятно. Фонд Рахманинова продолжит существовать: ему перейдут средства на организацию концертов и просвещение. Но главная задача сейчас - удержать дом Рахманинова "Сенар". Это бесценное для русской культуры место: там и рояль, и мебель, все рукописи, ноты Рахманинова. Причем все сохранилось в том самом виде, как это было в 30-е годы, когда Рахманинов там жил. По идее "Сенар" должен стать музеем, местом для фестиваля.
А есть риск, что наследники распродадут "Сенар" по частям?
Денис Мацуев: Этого нельзя допустить. Если все произойдет как в "12 стульях", воссоединить будет невозможно. И родственникам тоже не выгодна эта история. В идеале, чтобы какой-нибудь российский меценат выкупил "Сенар", как в свое время сделали с коллекцией Ростроповича.
Рахманинов сейчас наряду с Чайковским самый исполняемый русский композитор в мире. Его фортепианный стиль сохраняет особенности именно русской школы игры?
Денис Мацуев: Вообще, сегодня уже трудно говорить о "школах": скажем, так как играл Рахманинова Ван Клиберн в 58-м году, может быть, в России даже никто не играл. Это был настоящий прорыв. После смерти Рахманинова в 1943 году образовалась "ниша": Рихтер и Гилельс тогда не баловали публику его музыкой. Горовица тоже в те годы не слышали в Советском Союзе. А Ван Клиберн сыграл Концерт Рахманинова на конкурсе Чайковского настолько в духе Рахманинова, настолько поэтично, что именно в его стилистике почувствовалась уникальная русская школа. А основное в русской фортепианной школе это искусство пения на фортепиано. К слову, я недавно играл Рахманинова в Монреале в новом великолепном зале на 1900 мест, и там был колоссальный аншлаг! Я сразу проецирую эту ситуацию на мой родной Иркутск, где мы готовимся строить новый концертный зал. Я решил, что главное для нас - не архитектура, а акустика. Зал впишется в культурный квартал в Иркутске: краеведческий музей, драматический театр имени Охлопкова, концертный зал, рядом университет. Надеюсь, появление этого зала в городе даст толчок развитию и симфонического оркестра, и камерного, и Юношеского оркестра "Созвездие Байкала".
Как этот оркестр развивается? Он ведь сводный из разных музыкальных школ?
Денис Мацуев: Да, но проблема в том, что дети вырастают, уезжают учиться, и им на смену постоянно приходят другие. Оркестр потрясающе показал себя на фестивале в Анси. Наш концерт транслировался на 60 стран, и все были просто поражены уровнем исполнения детей из сибирских городов. Они с блеском играли увертюры, Неоконченную симфонию Шуберта.
Что за детский фортепианный конкурс вы организовываете?
Денис Мацуев: Это Международный юношеский конкурс пианистов, который предложил мне сделать мэр города Астаны Имангали Тасмагамбетов. Условия беспрецедентные: полное содержание участников и их сопровождающих, огромные премии. Три возрастные группы по 10 человек - до 11, до 15 и до 18 лет. Первая премия 10 тысяч долларов. В качестве Гран-при я дарю рояль "Ямаху". Лауреатам будет гарантировано участие во всех моих фестивалях и проектах. В жюри я пригласил выдающихся профессоров и пианистов. Я хотел бы сделать открытое голосование и обсуждение в интернет-трансляции. Никаких баллов и компьютеров: этого уже натерпелись на конкурсе Чайковского.
Когда состоится конкурс?
Денис Мацуев: В мае - с 10 по 16-е в Астане пройдут второй и третий туры. А первый, отборочный тур, по видео, с 20 по 30 марта. В Астану уже поступило за 2 месяца 115 заявок из 20 стран. Для сравнения - на Конкурс Чайковского пианисты за полгода собрали 140 заявок. По итогам отбора 30 конкурсантов приедут в Астану. Там у них серьезное состязание: во втором туре обязательное исполнение произведения казахского композитора, в третьем - выступление с оркестром. Конечно, в детских конкурсах есть опасности, но мы создадим атмосферу, чтобы юные музыканты не надломились. Главное - найти этих талантливых детей, наблюдать за ними, помогать. Талант сейчас раскрывается в очень раннем возрасте.
Кстати
Первого апреля, в день рождения композитора, и 2 апреля в Концертном зале Чайковского состоятся филармонические концерты с участием ГАСО им. Е. Ф. Светланова (дирижер Леонард Слаткин) и Дениса Мацуева, пианиста и арт-директора Фонда Рахманинова.
Ирина Муравьева
Оригинал материала можно прочитать здесь
« назад