ОБЗОР ПРЕССЫ "«Настоящий» Чайковский в парижской резиденции"

24 декабря 2011

2 декабря в парижском Театре Елисейских полей пианист Денис Мацуев и легендарный Филармонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством великого Юрия Темирканова начали цикл из 3 концертов Чайковского Первым концертом для фортепиано с оркестром. До этого данное произведение исполнялось так давно, что сложно вспомнить, когда это было.

Такое часто случается с возрожденными шедеврами: их избегают, и в итоге запоминаются лишь их «призраки», пародии на них (над этим концертом, кажется, насмехались более всего), их чрезмерность — излишнюю прыть их исполнителей, ибо одному Богу известно, во что могут превратить измученный материал браконьеры от искусства.

Однако сыгранный в этот раз концерт был не похож ни на одно из исполнений этого произведения Чайковского. Мацуев поведал нам о настоящей России: не о той, что топит свое горе в стакане водки — именно так пытаются представить настоящее «национальное» чувство — но обладающей затаенной неистовой силой, полной боли и страдания. Медленный, мощный темп напоминает гимн, церковный хорал. Мацуев неподражаем, когда пускает в ход артиллерию (используя, скорее, снайперскую стрельбу, нежели гаубицы). И более мощных раскатов октав поражает его мастерство, его потрясающая четкость.

Многие дирижеры устраивают вакханалию духовых инструментов в начале и в конце Четвертой Симфонии, делая акцент на ее воинственной ритмике фанфар. Темирканов же «связывает», сглаживает углы, уходит в себя, используя «бархатное» звучание оркестра, не умаляя при этом экспрессивности. Деревянные духовые инструменты порой звучат как-то «обезвожено» и не всегда точны и звонки. Но они обладают истинным, особенным звуком, так отличающимся от «интернационального», который очень часто приходится слышать (например, совсем недавно у Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, в Саль Плейель).

Внимая медленному ритму, мы были тронуты очень редким явлением: дирижер отказывается от скорби, предпочитая ей грусть, опустошающую, безутешную, без слез. Грусть, которая рождает желание вверить свою судьбу воле Господа.

04.12.2007

Рено Машар, "Le Monde"


« назад