ОБЗОР ПРЕССЫ "Русские зажигают Прокофьева"

24 декабря 2011

18 марта — Концертная ассоциация Флориды превращается в подобие музыкальной версии «А вы можете это превзойти?» Как только вы решите, что услышали игру самого лучшего пианиста или русского оркестра, как в следующий раз вам предлагают нечто еще более впечатляющее. В понедельник Государственный симфонический оркестр России начал свой гастрольный тур по 11 городам США грандиозным выступлением в Центре исполнительского искусства Адриенн Аршт. Дополнительную привлекательность оркестру в глазах слушателей придало то, что вместе с ним выступал знаменитый пианист Денис Мацуев.

Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Марка Горенштейна оркестр отличился даже среди множества прекрасных русских коллективов. Ансамблю присуще благозвучие целого вкупе с насыщенным звучанием каждой группы. Деревянные духовые превосходны, но менее заметны, а медные могли бы быть более сильными, хотя их недостаток, возможно, ощущается частично из-за того, что оркестр выступает без подставок. Три отрывка из «Снегурочки» Чайковского официально заявили об универсальности Государственного симфонического оркестра. Горенштейн вызвал восхищение игрой струнных при исполнении центральной «Мелодрамы», а «Пляска скоморохов» взорвалась великолепием и силой звука.

Если отличное исполнение оркестра заставило слушателей концертного зала Найт подняться со своих мест, то под воздействием яростной атаки Мацуева на Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Прокофьева «отвисали челюсти». Обладатель первого приза конкурса имени Чайковского в 1998 году, этот сибиряк ростом шесть футов и четыре дюйма, привнес невероятную силу и кажущуюся непринужденной мощь в это коронное произведение Прокофьева. Он также придал утонченное, неоклассическое равновесие задумчивым вариациям центральной части.

Однако именно яркая виртуозность Мацуева довела представление до феерической кульминации. Мацуев жонглировал финальными глиссандо, октавами и отдельными звуками с помощью своей безупречной техники, участвуя в гонке к неистовой грохочущей коде, демонстрируя одну из самых захватывающих «скачек» сезона. Бурные овации Мацуев принимал так же непринужденно, как играл на бис «В пещере лесного короля» Грига.

Горенштейну удалось сохранить восторг аудитории с помощью высококачественного исполнения Симфонии № 2 Рахманинова, которой присутствующие воздали должное.

Горенштейн умело задавал темп музыке, уделяя большое внимание кульминационным моментам и не забывая про романтическую настойчивость. Он также использовал струнные с удивительной прозрачностью, избегая некоторой слащавости и делая звук необыкновенно свежим. Исполнение было наилучшим в адажио, когда Горенштейн положил свою палочку и экспансивно управлял руками, подчеркнув изысканную звуковую игру и едва уловимые оттенки в гармонии, которые не часто услышишь при исполнении этой музыки.

18.03.2008

Лоуренс А.Джонсон, «The Miami Herald»


« назад