ОБЗОР ПРЕССЫ "Сезон закончился точной нотой"

24 декабря 2011

Фестиваль оркестров успешно завершил свой сезон 2007-08 гг. в пятницу вечером в Центре исполнительского искусства Боба Карра впечатляющим концертом Государственного симфонического оркестра России.

Идеальное с точки зрения техники исполнение нередко для коллективов такого уровня, приглашаемых на Фестиваль оркестров в Орландо, но под руководством дирижерской палочки Марка Горенштейна этот русский оркестр играл с такой точностью, которую редко можно услышать в каком-либо ансамбле.

Эта педантичность оказалась очень к месту в «Концерте № 3 для фортепиано с оркестром» Сергея Прокофьева, в котором солировал Денис Мацуев, ставший лауреатом Международного конкурса имени Чайковского в 1998 году. Как и многие победители крупных конкурсов, Мацуев обладает великолепной техникой, и играл он с легкостью, граничащей с беззаботностью. Его пассажи при быстрых внешних движениях были великолепны, а в последних тактах произведения однообразность быстрых повторяющихся комбинаций оркестра соединилась со стремительными линиями Мацуева в грохоте, напоминающем нам о том, что Прокофьев начал свою карьеру в качестве одного из первых «анфан террибль» 20-го века.

Такую же безупречную технику можно было наблюдать в самом удачном исполнении этого вечера — в «Концерте для оркестра» Белы Бартока. Начав практически неслышно, Государственный симфонический оркестр России быстро достиг очень выразительных динамических уровней, хотя и не таких полных, которых достигали в Центре до них.

Возможно, причиной этому послужило то, что ансамбль был расположен необычно, в глубине, полностью за авансценой, что мало какие коллективы делали в этом непростом зале. Тем не менее, струнные инструменты Государственного симфонического оркестра России продемонстрировали полное и пронзительное звучание в верхнем регистре, которое контрастировало с насыщенным, темным звуком в более низких диапазонах.

В произведении, большая часть драматического эффекта которого достигается за счет противоречий и неожиданных перемен, также оказалась полезной способность Государственного симфонического оркестра к резким маневрам. Под бдительным оком Горенштейна мягкие и медленные пассажи прерывались неожиданными страстными всплесками, и наоборот.

Точность исполнения ансамбля придала полифонии Бартока чистоту, которой часто не хватает в таких пассажах. Подобным образом этот оркестр без труда успевал за довольно быстрым темпом Горенштейна в пятой части.

Концерт открыла симфоническая поэма Модеста Мусоргского «Ночь на Лысой горе», которая предопределила настроение остальной части вечера.

На бис играли «Венгерский танец № 1» Брамса, который очень хорошо прозвучал в педантичном стиле Горенштейна. Но дело тут не в нотах и ритме, а скорее в том, что это произведение показалось слишком хорошо просчитанным, особенно если вспомнить некоторые другие интерпретации этой известной работы, которые звучали в этом зале в последние годы. Было бы лучше, если бы в этом произведении Горенштейн позволил своему оркестру сыграть с большей импульсивностью.

26.03.2008

Скотт Варфилд, «Orlando Sentinel»


« назад