ОБЗОР ПРЕССЫ "Гром из России, любезность оркестра и пианиста"

24 декабря 2011

Хотя и не старейший из работающих сейчас русских оркестров, Государственный симфонический оркестр России, безусловно, является одним из самых почтенных. Основанный в 1936, он заслужил безупречную репутацию под руководством Евгения Светланова, главного дирижера оркестра с 1965 по 2000 год.

Г-н Светланов был по противоречивым причинам смещен с этой должности якобы за то, что дирижировал слишком много за границей. Как все меняется... Он умер в 2002 году, и у оркестра теперь есть второе название, фигурирующее в концертных программах и на обложках дисков — Светлановский симфонический оркестр. В субботу вечером коллектив давал концерт в Центре исполнительского искусства Тиллиса, расположенном на территории кампуса Ч.У. Поста Университета Лонг-Айленда, в рамках своего турне по Восточному побережью США, в которое вошло также выступление в Центре Линкольна в воскресенье.

Марк Горенштейн является художественным руководителем и главным дирижером оркестра с 2002 года, и его репутация человека, требующего невероятной точности исполнения, была предъявлена здесь во время исполнения «Ночи на Лысой горе» Мусоргского в аранжировке Римского-Корсакова. Скрипки произвели прекрасное первое впечатление, безупречно исполнив циклоническое вступление. За ними последовали остальные инструменты, хотя звучание их было слишком строгим, недоставало «колдовского» духа. Возможно, музыкантом нужно было поберечь силы для следующего произведения: Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова, с молодым русским пианистом Денисом Мацуевым в качестве солиста. Сидя совершенно прямо, обладающий высоким ростом и крупным телосложением, Мацуев лишь слегка покачивался, яростно расправляясь со сложными пассажами. Помимо свойственного этому сочинению пафоса, г-н Мацуев сумел подчеркнуть иное, придав изящную хрупкость и своеобразный и легкий, как прикосновение перышка, оттенок вальсу во второй части. Во время всего исполнения г-н Горенштейн обеспечивал живую и свободную поддержку. Исполняя на бис «В пещере горного короля» Грига, в пышной аранжировке для фортепиано Григория Гинзбурга, г-н Мацуев подчеркнул многоголосие фактуры перед тем, как избыток шума одержал неизбежную победу.

Наилучшим образом работа г-на Горенштейна выразилась в исполнении «Концерта для оркестра» Бартока, который предстал во всей убедительности и вместе с тем затенённости образов. Начав с шепота, виолончели поднялись до великолепного гортанного звука. Брутальному звучанию деревянных духовых отвечали медные духовые, как будто излучавшие теплый свет. Трудно представить себе более фантасмагорическое исполнение заключительных эпизодов в «Игре пар» или более скорбную интродукцию к «Элегии». В заключительной части присутствовала та самая дикая энергия, которой не хватало Мусоргскому.

То, что Бартока совсем нелегко слушать, было для некоторых очевидно: «Наконец-то мы услышим мелодию», — проворчал кто-то в зале, когда оркестр начал играть на бис. Мощного исполнения Венгерского танца № 1 Брамса оказалось достаточно.

31.03.2008

Стив Смит, «The New York Times»


« назад