ОБЗОР ПРЕССЫ "С великим искусством из России"

24 декабря 2011

Еще в совсем недавнем прошлом приезд российского оркестра имел бы много различных подтекстов помимо культурного. Тем не менее, в нынешний век глобализации мы можем сосредоточиться именно на искусстве. Итак, в понедельник в Микэникс Холле мы соприкоснулись с великим русским искусством благодаря Государственному академическому симфоническому оркестру России под художественным руководством Марка Горенштейна.

Оркестр привез несколько прекрасных произведений Чайковского, а Третий концерт Рахманинова с виртуозным Денисом Мацуевым стал той точкой, после которой публика находилась в волнующем предвкушении продолжения концерта.

Третий концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1909 году, — лучшее произведение Рахманинова в данном жанре, хотя он не так часто исполняется и не так популярен как его Второй концерт, Третий концерт наиболее техничный и завершенный по форме. Три великих пианиста «отличились», исполняя Третий концерт: сам композитор, Уильям Капелл и Владимир Горовиц, который, по выражению самого Рахманинова, «проглотил его целиком». Я сказал три? О, нет — четыре, т.к. 32-х летний Мацуев может по праву занять свое место рядом с этими гигантами.

С первых же нот почти неуловимой русской темы Мацуев заворожил публику, увлекая ее далее за собой в гениальное произведение. Его немного отрешенная манера исполнения главной темы контрастировала с громоподобными акцентами и молниеносными арпеджио. В первой части он был то загадочным и погруженным в себя, то неожиданно переходил к стремительным и энергичным аккордам.

Это не была каденция в исполнении Рахманинова или Горовица, но так больше уже никто не играет. И это прискорбно, т.к. их исполнение наиболее точно отвечало непрерывной линии произведения. Мы можем только надеяться, что в будущем мы услышим ее в исполнении Мацуева.

В третьей части Мацуев и оркестр блестяще переигрывали друг друга, особенно богат был диалог фортепиано и деревянных духовых, после которого Мацуев довел произведение до его драматического завершения. После этого публика Микэникс Холла встала и бурно аплодировала, за что была вознаграждена тремя выходами на бис с исполнением «Музыкальной шкатулки» Лядова.

Горенштейн и оркестр выступили чуткими и тонкими партнерами во всем этом магическом действе. Есть что-то особенное в исполнении русской музыки русским оркестром, как в исполнение пьесы Шекспира великолепной английской труппой. Русские музыканты, по-видимому, выражают все самое лучшее, сумрачное и загадочное в характере своей музыки. Именно таким было исполнение отрывков из произведений Чайковского: «Времена года», «Снегурочка» (написанная к постановке одноименной пьесы), симфоническая фантазия «Франческа да Римини».

После «Франчески да Римини» зал снова встал, а оркестр исполнил на бис отрывки из балета «Раймонда» Глазунова. Это было великое русское искусство. И надо быть благодарными, что теперь именно оно находится в центре нашего внимания.

02.04.2008

Дан Свини, «The Telegram & Gazette»


« назад