ОБЗОР ПРЕССЫ "Щелкунчики, в бой!"

24 декабря 2011

Сегодня в Концертном зале имени П.И. Чайковского открывается IX Международный телевизионный конкурс «Щелкунчик». В гала-концерте открытия выступят Большой симфонический оркестр имени Чайковского под руководством Владимира Федосеева, Марк Пекарский, Сергей Накаряков, Екатерина Мечетина, Денис Шаповалов и лауреаты «Щелкунчика» прошлых лет.

Уже девять лет подряд, с тех пор как в 2000 году канал «Культура» учредил телевизионный конкурс «Щелкунчик», в Москву в дни осенних школьных каникул приезжают юные музыканты из России и зарубежных стран. Одаренные дети в возрасте до 14 лет соревнуются по трем специальностям: фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты. А заветные призы для них — Золотой, Серебряный, Бронзовый «Щелкунчики» и Гран-при конкурса, а также возможность выступить с симфоническим оркестром на столичной сцене.

Чтобы стать участниками конкурса, юные музыканты присылают на телеканал «Культура» видеозаписи своих выступлений (а некоторые — даже сольных концертов), а также резюме своих профессиональных успехов, наград, увлечений. В этом году на участие в конкурсе поступило 143 заявки. В финал же вышли 48 юных музыкантов из 21 региона России, из Армении, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Украины, США, Франции, Венгрии, Республики Корея. Многие музыканты, приехавшие в этом году, ровесники конкурса. Самому юному участнику только что исполнилось восемь лет; есть и те, кто участвует в конкурсе во второй раз, целенаправленно стремясь к победе.

Первый и второй туры конкурса пройдут в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В составе жюри — известнейшие российские музыканты и педагоги: Георгий Гаранян, Алексей Рыбников, Светлана Безродная, Марк Пекарский, лауреаты международных конкурсов Сергей Накаряков, Алена Баева, Денис Шаповалов.

Заключительный третий тур пройдет 10 ноября в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где конкурсанты выступят в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России под руководством Марка Горенштейна.

Перед началом конкурса корреспондент «РГ» встретился с известными российскими музыкантами, членами жюри — Денисом Мацуевым и Сергеем Накаряковым.

Российская газета: Вы тоже когда-то начинали свою творческую жизнь с участия в конкурсах. Помните ли те эмоции и впечатления?

Денис Мацуев: Я помню свой первый конкурс в Иркутске, когда мне было лет 9. За пять минут до выхода на сцену я бегал и играл в жмурки у стен музыкальной школы. Потом весь в мыле вышел на сцену, и меня скинули с первого тура. Но тот урок пошел мне на пользу: после этого я либо слетал сразу, либо получал первую премию.

Сергей Накаряков: Я участвовал в городском конкурсе в Горьком (теперь Нижний Новгород). Потом я стал дипломантом Всероссийского конкурса среди взрослых, хотя мне было тогда 10 лет. Официально я в нем не участвовал, просто перед жюри сыграл программу первого тура. На этом мои конкурсы закончились.

РГ: Насколько трудно выступать в роли судьи на детском конкурсе?

Мацуев: Я уже работал в жюри «Щелкунчика», и мне было очень трудно. Когда выходят играть дети, сложно быть беспристрастным. Но тревожит другое: скажем, есть слово, которое я очень не люблю, вундеркинд. Достигая возраста 15–16 лет, эти «вундеркинды», как правило, растворяются в общей массе. Ну не получается у них независимо от конкурсных побед постепенного движения. Мы пытаемся добиться этого на фестивале «Крещендо» и в международном благотворительном фонде «Новые имена».

Накаряков: Оценивать музыкантов вообще сложно — это ведь не спорт и преимущества здесь нельзя измерять в сантиметрах. Здесь даже больше играют роль вкусовые пристрастия. Так что, слушая юных конкурсантов, я буду высказывать свое субъективное, личное мнение.

РГ: А как вы относитесь к эмоциональной нагрузке детей во время конкурса?

Мацуев: Мне кажется, дети не особенно волнуются, когда выходят на сцену. Гораздо больше за них переживают родители и педагоги. И здесь самое важное — понимать: если ребенок победит, нельзя ему вдалбливать в голову, что он — звезда. Надо постепенно развивать его талант.

Накаряков: Дети более эмоционально переживают неудачи, но в то же время быстрее восстанавливаются. Хотя, если юный музыкант приехал на конкурс с целью победить, но ничего из этого не получилось, это может сильно травмировать его психику.

РГ: «Щелкунчик» чем-то отличается от других детских конкурсов?

Мацуев: Это потрясающее начинание телеканала «Культура», до сих пор единственный в России детский телевизионный конкурс. Кроме того, у «Щелкунчика» нет налета интриг, сплетен и скандалов, которые сопутствуют любому большому конкурсу, за что он особенно ценен. Я являюсь большим поклонником «Щелкунчика» и всегда стараюсь следить за его ходом.

Накаряков: Этот проект — дополнительный стимул для тех, кто интересуется классической музыкой, и для тех, кто благодаря «Щелкунчику» может ею заинтересоваться. Посмотрев по телевидению конкурс, вполне возможно, что кто-то даже свяжет свою жизнь с музыкой.

РГ: Как члены жюри и известные музыканты, что бы вы посоветовали участникам «Щелкунчика»?

Мацуев: Самое главное — абстрагироваться от того, что ты выступаешь на конкурсе. Нужно играть, как на концерте: для публики, а не для жюри. Если у музыканта есть дар захватить энергетику слушателя, это очень важно.

Накаряков: Конечно, «щелкунчики» должны выходить на сцену не с желанием понравиться жюри, а с боевым настроем, но при этом не забывать, что самое главное — музыка.

Мацуев: Талант, конечно, штучный товар, и талантов много быть не может. Если в очередной раз «Щелкунчик» найдет маленьких звездочек (хотя я не люблю это слово) — скажем так, начинающих больших артистов, — буду этому рад. Тогда добро пожаловать в «Крещендо» на следующий этап — для 17—19-летних музыкантов.

Ксения Щербино, «Российская газета»


« назад