Браво Денису Мацуеву!

6 декабря 2012

Он крупно сложен и напоминает защитника хоккейной команды, но его пальцы способны касаться фортепиано словно бабочки цветов. Начало его сольного концерта было умиротворенным, как январская ночь в стихотворении Пушкина «Мечтатель», которое вдохновило Чайковского на создание первой миниатюры «Времен года» - «У камелька». Это лирические пьесы, в которых отчетливо слышны русская любовь и ностальгия по прошлому. Обезоруживающая простота этих пьес, с чередующимися темпами, раскрывают основательную виртуозность Мацуева: его точный контроль темпов и динамики, его чувственное рубато и волшебное звучание оркестровых оттенков, которое он создает в простых аккордах и мелодиях Чайковского. Все эти качества и его однозначный талант изложения превращают эту достаточно длинную,  технически незатейливую работу в увлекательную первую часть концерта.

После перерыва Мацуев исполнил оплот своей русской программы. Он начал с двух Прелюдий Рахманинова, которого недавно 100 пианистов назвали величайшим пианистом ХХ века, не столько за его легендарную технику и контроль, сколько за певучий звук его исполнения. Мацуев - достойный соперник мастера во всех этих качествах. Он балансирует взрывную технику с тонкой нюансировкой, чистое использование педалей и выдающуюся спонтанность, никогда не искажая характера произведения.

В Прелюдии соль минор переливчатые трели, звучащие словно скрипичное вибрато и исполняемые правой рукой, сочетаются со зловещим колокольным звоном остинато в левой. Рахманинов развивает свою драматическую историю через маршевые ритмы, приводя  по нарастающей к захватывающему противостоянию чередующихся мелодии и контрмелодии, происходящему с постепенным увеличением темпов и динамизма, и логично приводящему к кульминации, в финале тающей в высоком арпеджио.  Напротив, Прелюдия соль-диез минор прозвучала как чистый, переливающийся горный ручей. 

Две меланхоличные, очень славянские работы Чайковского « Размышление» и «Думка» позволили восхититься способностью Мацуева удержать точное настроение пьесы, сменяя динамику и расставляя очень разные акценты в коротком произведении. Далее он отбросил все сомнения при исполнении транскрипции для фортепиано Стравинского трех частей Петрушки. Мацуев отчеканил все ударные моменты словно пронесся на скоростном поезде сквозь огромный витраж Шагала, наполняя пространство вокруг себя блестящими осколками, которые магическим образом снова складывались в цельную картину и так до момента пока не была рассказана вся трагическая история Петрушки и Мавра.

Публика, преимущественно русские, проживающие в Торонто, впала в исступление. Мацуев сыграл спокойную прелюдию для того чтобы успокоить своих поклонников, что только распалило нас еще больше. Мы вымолили еще 5 бисов, наполненных громоподобными октавами и безумной работой рук, которые он исполнил с удивительной выносливостью, увеличивая скорость и градус кипения от « В Пещере горного короля» из Пер Гюнта Грига до головокружительной импровизации Take the A-train Дюка Эллингтона, которой позавидовал бы сам Николай Капустин. 

Невозможно уйти с такого концерта, исполненного выдающимся музыкантом, не ощутив полноты и красоты жизни.

Стэнли Фефферман 4 декабря 2012

* * * * *

Метки: рецензия

« назад