ОБЗОР ПРЕССЫ "Эверест"
Оркестр Мариинского театра Берлиоз «Королевская охота» и «Буря» Рахманинов «3й концерт для фортепиано с оркестром» Шостакович «15я Симфония» Денис Мацуев (фортепиано) Оркестр Мариинского театра, Санкт-Петербург Валерий Гергиев Концертный зал Уилфрид-Пеллетье 14 марта 2010, воскресенье
Кристоф ЮссЭто настоящий музыкальный Эверест! 3й концерт Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева и Валерия Гергиева оправдал самые высокие ожидания. «Ожидания», впрочем, не более чем фигура речи, так как даже в самых смелых мечтах мы не могли такого представить — у нас просто недостаточно воображения, чтобы подняться до уровня этих двух музыкантов.
Да и как можно было представить этот фортепианный ураган, невообразимую мощь, укрощенную, а потом выпущенную на волю, эти идеальные по тембру пианиссимо, эти артикуляцию и умение управлять оттенками звука, стальные пальцы, которые в мгновение высвечивают или меняют фразу.
Мацуев-феномен и обладает редким, а потому очень ценным качеством — он использует свой талант не для самоутверждения, а для продвижения живого и увлекательного подхода к музыке.
Мацуев и Гергиев невольно развивают Рахманинова, по-эпикурейски наслаждаясь каждым моментом, особенно пианист, который может себе позволить на все решиться и со всем справляется.
На бис Мацуев продемонстрировал свою страсть к виртуозным переложениям. Фантазия на тему «Largo al factotum» из «Севильского цирюльника» была написана Г.Гинзбургом, великим профессором Московской консерватории. «В этом произведении есть и немного меня» с улыбкой говорил Мацуев за кулисами, в чем я и убедился, повторно прослушав запись Гинзбурга. Игра Мацуева — это безудержность инструмента, выражение настоящего исполнительского счастья. Его бис был словно сыгран и духом клавиш, изумляя и музыкантов — его покоренных соучастников.
Зал полон. Дирижер оглядывает зал и не поднимается за дирижерский пульт: он ведет за собой оркестр с места рядом с первой скрипкой. Его «Бурю» Берлиоза отличает пронзительность звучания, своеобразие духовых инструментов и ошеломляющая энергетика.
Я не находил исполнение Гергиевым Шостаковича особенно убедительным, считая, что он всегда обобщает тему, затушевывая крик и боль этой музыки.
Его прочтение 15й Симфонии — очень сложного произведения для гастролей — скорее сдержанно и ясно, чем нигилистично и отчаянно. Дирижер отказался от резких вступлений, от деформированных и сильно окрашенных звуков. Несомненно, в нашей памяти останется подход к нюансам и оттенкам в Финале, с роскошной работой ударных и четкостью повторяющейся темы Симфонии.
Спасибо всем тем, кто позволил нам насладиться этим вечером, включая организаторов Show One и Espace Musique, кому пришла идея обессмертить этот момент музыкальной истории Монреаля.
«Ле Девуар»
« назад