ОБЗОР ПРЕССЫ " Очередной успех в Карнеги Холле"

24 декабря 2011

В наши дни большинство молодых классических музыкантов чувствуют необходимость быть «другими», выделиться из общей толпы. Зачастую, такая атмосфера напряжения может быть продуктивной силой в жизни молодого артиста.

Сегодня уже недостаточно блестяще играть на инструменте, петь или дирижировать, необходимо найти и определить свою артистическую, творческую индивидуальность. Концерт должен передавать то, во что музыкант верит, что его вдохновляет.

В воскресенье русский пианист Денис Мацуев, 34 лет, исполнил в Карнеги Холле русскую программу, венцом которой стали «Картинки с выставки» Мусоргского, в концерте, представленном Maestro Artist Management. Г-н Мацуев, которого мы открыли в 1998 году, после его победы в конкурсе Чайковского, атлетически виртуозный пианист. Он создал себе имя на исполнении русской романтической музыки. Можно сказать, не очень рискованный выбор. Однако, артист, отдающий должное своему наследию, несомненно честен с собой.

Хотя г-н Мацуев переиграл разносторонний репертуар, его конек — это романтическая русская музыка и русская музыка начала XX века. Закрепляя за собой эту нишу, Мацуев поднимает планку, заявляя, что у него особенное, проницательное отношение к этому наследию. За многие годы я слышал много показушных, выпендрежных исполнений русского репертуара под эгидой сохранения русского романтичного стиля. Часть выступления г-на Мацуева звучала в таком же русле.

Но это было не с начала его выступления. Он открыл концерт «Временами года» Чайковского, по одной работе на каждый месяц года. Эти миниатюры многими считаются очаровательными, но не слишком значительными в музыкальном плане. Не торопитесь с выводами, казалось бы сказал г-н Мацуев своим захватывающим выступлением. В полном исполнении это произведение звучит 40 минут, и в каждой миниатюре множество сложных и изобретательных элементов.

Со сложением штангиста, кучерявый и по-мальчишески молодой, г-н Мацуев источает харизму. Его звук имеет глубину и объем даже в медленных пассажах. Во «Времена года» он сумел привнести лирическую грацию и богатство деталей. Программа продолжилась свободным, огромным и технически безупречным исполнением произведений Рахманинова: двумя Etudes-tableaux; прелюдией и Фугой д-минор в стиле токкаты, студенческой работы Рахманинова.

Холл был забит, вокруг звучала одна русская речь. Концерт закончился гигантской овацией, особенно после виртуозно-цирковых анкоров, включивших аранжировку «In the Hall of the Mountain King» Грига, сыгранную с мощью кувалды. Бедный Стейнвей.

И тем не менее я должен сказать, что г-н Мацуев обладает отчетливой артистической индивидуальностью. Как показало исполнение Чайковского, он способен к элегантному и чистому творению музыки.

Anthony Tommasini, «The New York Times»


« назад