ВЕСТИ-Москва: Концерт-импровизация
Настоящий подарок меломанам - от Валерия Гергиева и Дениса Мацуева. Во вторник вечером на сцене Большого зала консерватории состоялся грандиозный концерт Симфонического оркестра Мариинского театра. Выступление прошло в день рождения Дмитрия Шостаковича и стало своеобразным посвящением великому композитору.
Найти более опытный и сработавшийся дуэт композитора и пианиста, наверное, сложно. Но Гергиев и Мацуев волнуются - посвящение Шостаковичу звучит в день рождения композитора. Концерт - из двух в общем-то непохожих частей. Восьмая симфония, написанная в переломное для страны и родного Ленинграда время - летом 43-го.
Переживания композитора - в каждой ноте. А следом - Первый фортепианный концерт, более воздушный, но, конечно, тоже с нервом, - написан еще молодым Шостаковичем. Публике он представлял его сам. И в Московской консерватории также своего рода премьера.
"Сегодня для нас в какой-то степени святой день. Нам никто не говорит специально, что мы должны что-то сделать. Но я с моим опытом выступления в Москве подумал, что 8-ю симфонию я вообще никогда не играл в Москве", - говорит Валерий Гергиев, народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра.
Денис Мацуев уверен, первый концерт Шостаковича - отличный пример того, как классическая музыка смогла достоверно, будто в кинохронике, отразить дух эпохи. Но "режиссер" этого своеобразного фильма, разумеется, человек ироничный. Глубина очень быстро сменяется остроумным юмором.
"Без чувства юмора сложно понять эту иронию, это подтрунивание над советской действительностью, над советскими маршами. И, безусловно, таперское прошлое Дмитрия Дмитриевича очень сильно слышно в этом концерте", - отмечает Денис Мацуев, пианист, народный артист России.
Слушатели не сводят глаз с дирижера и музыкантов. Ловят каждое движение. Ведь воспринимать музыку Шостаковича в исполнении прославленных мастеров только на слух невозможно.
Музыканты и дирижер буквально растворяются в симфонии. Маэстро Гергиев признается, что он играет Шостаковича, потому что жить без этой музыки не может.
"Если говорить о Шостаковиче, о его симфониях, это документ эпохи. Мы все из этой эпохи вышли, нравится нам это или нет. Мы все - это не только сегодняшняя Россия в ее сегодняшних границах. Это без преувеличения и вся Европа", - продолжает Валерий Гергиев, народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра.
Для музыкантов это выступление настоящий вызов. Причем, прежде всего, самим себе. Нужно не просто вдохновение, а особое состояние души. Денис Мацуев его определяет образно.
"Вот эти концерты, они очень пианистичны, потому что он сам гениально играл этот концерт. И второй посвящен Максиму Шостаковичу. Первая запись, где он молодой играет, фантастически. И этот концерт нужно исполнять фантастически", - продолжает Денис Мацуев, пианист, народный артист России.
Мацуев уверяет, этот концерт - импровизация. Потому что исполнение этой гениальной музыки нельзя отрепетировать. В нее можно только погрузиться всей душой.
Александр Ефремов
посмотреть видеоматериал можно здесь
« назад