ОБЗОР ПРЕССЫ "Наступили на пятый"

24 декабря 2011
Концерт классика

В Большом зале консерватории исполнили Концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром «номер пять». В кавычках, потому что фортепианных концертов композитор написал только четыре, а этот «пятый» представляет собой оригинальную переработку знаменитой рахманиновской же Второй симфонии, сделанную Александром Варенбергом. Российскую премьеру произведения осуществили Денис Мацуев и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Рассказывает Сергей Ъ-ХОДНЕВ.

Пианист и музыковед Александр Варенберг, в 1977 году эмигрировавший из СССР в Голландию, был, вне сомнения, крайне серьезен, когда превращал Вторую симфонию в фортепианный концерт. Результат действительно выдает в аранжировщике страстную, фанатическую любовь к рахманиновской музыке, накладывающуюся на ученую обстоятельность и тщательность. Правда, господин Варенберг предполагал, что в его работе сохранились «особая приверженность к осенним краскам и сочетание сожалений и воспоминаний — отражение неутоленной меланхолии». В предъявленном же исполнении уж что-что, а сожаления, воспоминания и меланхолия молчали — мощный звук и бравая спортивность манеры солиста придавали новоявленному концерту неистребимую положительность, да и оркестр Владимира Спивакова брал выдержкой, четкостью, солидностью, но никак не психологизмом.

Говорить о прозвучавшем как бы концерте в категориях похожести или непохожести на Рахманинова, наверное, бессмысленно. Да, похоже, спору нет, даже в каденциях слух вроде бы ничего не режет. Четырехчастную симфонию пришлось для начала как следует поджать, чтобы уложить ее в стандарт концертной трехчастности. Третья часть симфонии при этом, кажется, пострадала больше всего, от нее в новой партитуре осталось совсем чуть-чуть. Сокращения, впрочем, — это не самое трудное, сложнее всего было в материал симфонии вписать сольную партию, которой сам этот материал вовсе не предполагает. В целом Александр Варенберг справился, проявляя старательность и изобретательность микрохирурга: где-то фортепианная партия выращена из оркестровой фактуры, где-то ей просто механически передана звучащая тема, где-то подшит совершенно новый материал. Действовал аранжировщик при этом, естественно, по лекалам существующих фортепианных концертов Рахманинова, третьего в первую очередь. В итоговом варианте есть явно провисающие эпизоды, когда фортепианное соло звучит порядком искусственно (особенно в первой части), но в смысле чисто похожести — да, похоже, повторюсь.

Сергей Ходнев «Коммерсантъ»


« назад