ОБЗОР ПРЕССЫ "Прогулка со звездой"

24 декабря 2011

Денис Мацуев, пианист, заслуженный артист России: «Раньше даже хулиганы были культурнее...»

Случайно застать его в Москве практически невозможно. Большой импровизатор на сцене, в жизни он не может позволить себе такой роскоши. «Лирические отступления» на любимый город в плотном гастрольном графике возможны тоже лишь согласно расписанию. Вот и наша прогулка была намечена заранее. Даже день специально выбрали воскресный, когда столица от пробок отдыхает. Что поделать? Даже в выходной у известного на весь мир пианиста Дениса Мацуева — ни минуты лишнего времени...

Колонный зал на Комсомольской

— Мое знакомство с Москвой произошло в очень раннем возрасте. Каждый год мы с родителями ездили на юг, поэтому первые воспоминания, прежде всего, связаны с Площадью трех вокзалов, которая тогда произвела на меня колоссальное впечатление. Вот и увидев метро «Комсомольская», на вопрос моего папы: «Знаешь ли ты, что это такое?», я ответил: «Да, это Колонный зал»...

Безусловно, я хорошо помню столицу начала 80-х годов. Помню это ощущение большого города, его невероятную энергетику и ни с чем не сравнимый дух. Помню, чем пахла та Москва. Я вообще очень падок на запахи. Например, ни за что не продам свою квартиру в родном Иркутске, несмотря на страшные скандалы и уговоры. Я очень ностальгический человек и скучаю по тем временам. А в квартире сохранилась атмосфера и аура моего детства, поэтому я даже не разрешаю там делать ремонт. Лишь бы не убить тот волшебный, волнующий запах... А вот Москва начала 80-х для меня ассоциировалась с ароматом кофе из Елисеевского гастронома, с запахом Пепси-колы, Фанты, копченой колбасы. Сейчас ничего этого нет, все «заглушила» проза жизни — запахи выхлопных газов и бензина. Москва теперь не пахнет ни чем приятным, как, например, Париж, в воздухе которого всегда витает аромат жареных каштанов, или Нью-Йорк с его повсеместным сладковатым запахом неизвестного происхождения.

Возвращаясь к моим первым ощущениям от столицы, я вспоминаю, что меня поразила уникальная чистота, царившая во всем, начиная от Площади трех вокзалов. А москвичей было видно сразу: опрятные, ухоженные, вышколенные, в идеально чистой обуви, выглаженных костюмах. Все было как-то очень стильно. Сейчас, конечно, это напрочь потеряно, и грязь — отличительная особенность современной Москвы. Хотя я люблю этот город, несмотря ни на что.

Неравнодушный к судьбе пусть и не родного, но такого любимого города, Денис Мацуев еще не раз вернется к теме воспоминаний о прежней Москве. Ну а пока заглянем в домосковское прошлое и вспомним, как все начиналось.

Футбол был на первом месте

Золушка с Байкала. Оказывается, именно так окрестили Мацуева на взлете карьеры журналисты. Право слово, как-то стыдно становится за коллег, столь скорых на навешивание ярлыков. В его жизни, конечно, была добрая фея в лице президента фонда «Новые имена» Иветты Вороновой, которая и заметила молодое дарование, и в Москву пригласила из далекого Иркутска. Вот только всемирного признания Денис добился исключительно сам. Талантом, упорством, трудолюбием и фанатичной преданностью работе. И никакого вмешательства сказочных сил!

А ведь будучи 15-летним мальчишкой, он никак не хотел воспринимать музыку всерьез. Подумаешь, Москва! До нее ли, когда на носу ответственный матч дворовой футбольной команды. Ну разве можно одно с другим сравнить?

— Помню, я ни в какую не хотел идти на этот конкурс в Иркутске, — смеясь, рассказывает Денис. — Устроил родителям страшный скандал, но папа меня все-таки уговорил. Вышел, сыграл рахманиновскую прелюдию и какую-то собственную импровизацию. Я не понимал тогда, что это исторический момент в моей жизни...

Иветта Воронова нашла его за кулисами. Во время нашей прогулки прошлым летом она вспоминала, как велико было потрясение, когда после однотипных примитивно-скучноватых ритмов, доносившихся со сцены уже битый час, вдруг зазвучал Рахманинов. Сильно, чувственно, по-взрослому. В том, что этому слегка угрюмому сибирскому пареньку уготовано большое будущее большого артиста, сомнений не оставалось. Но прежде чем явить этот талант миру, его должны были услышать в столице.

— Конечно, ни о какой учебе в Центральной музыкальной школе речи тогда не шло. Иветта Николаевна предложила приехать на «Утреннюю звезду» к Юрию Николаеву. Потом я случайно попал в ЦМШ, прослушался. Мне сказали: «Ну приезжай...». Представляете, в середине года меня вот так просто приняли? И это событие я считаю своим первым успехом. Но тогда-то я, конечно, этого не осознавал. В мои планы переезд в Москву вообще не входил — футбол стоял на первом месте. И родители пошли на хитрость, сказав мне: «Ты можешь не ходить на занятия, а ходить в Лужники, на домашние матчи «Спартака». И я клюнул (смеется). Так все и началось.

Обедал в «Праге»

Вначале будущий виртуоз жил на Новинском бульваре у родственников, в доме напротив Американского посольства. А в смутном для нашей страны 91-м родители Дениса решились на поистине героический поступок: бросили все и переехали в Москву. Что поделать, талант развивается вне зависимости от исторических катаклизм, а таланту без надежного тыла ой, как непросто!

— Я благодарен своим родителям за то, что они сделали это ради меня. В тот момент я действительно нуждался в их поддержке. Не устану повторять: 85% моего успеха принадлежит им.

Первое время мы снимали квартиру на проспекте маршала Жукова. Это была однушка на первом этаже. С одной стороны — сосед-алкоголик, с другой — лифт. Но это, казалось бы, незавидное соседство на самом деле было очень удобным. Сосед приходил ко мне и говорил: «Можешь сыграть мне песню из кинофильма „На семи ветрах“?». Я играл и мог гарантированно заниматься всю ночь, потому что тот засыпал и ничего уже не слышал. Одним словом, «потрясающие» условия для занятий.

А еще у меня было пианино «Тюмень», больше приспособленное для хранения банок из-под малосольных огурцов, нежели для игры. Помню, сразу после моей победы на конкурсе Чайковского ко мне приехала съемочная группа из Японии. Им было интересно, в каких условиях я занимаюсь. Так они не поверили, что на этом инструменте я действительно играю. Забавно было наблюдать за их реакцией.

Да-а, время было трудное, но исключительно счастливое. И в этом смысле поддержка «Новых имен» неоценима. Я уже не говорю о стипендии, хотя это тоже очень важно. Прежде всего, я имею в виду мастер-классы, поездки, концерты. Особо ценной была та среда, в которую нас погружали. Мы друг от друга заряжались энергией и автоматически прогрессировали, потому что исполнительский уровень был высочайший. Ну а потом появились разные спонсоры. Я, например, получал стипендию от Московской товарной биржи. И получал по 300 долларов в месяц! По тем временам — огромные деньги. Я мог себе позволить ходить в ресторан «Прага». Как сейчас помню, собирал друзей, таких же школьников, как и я, мы шли и обедали. А на футбол ездил исключительно на такси. Все на высшем уровне (смеется).

На спектакль не пустила Волчек

Пианист Мацуев — болельщик со стажем. Вот она, непредсказуемость творческой натуры! Сегодня он вдохновенно играет Рахманинова в заокеанском Карнеги-холле, наповал сражая взыскательную светскую публику своей неповторимо эмоциональной игрой, а уже завтра восседает на трибуне стадиона (хоть и в VIP-ложе!) в окружении подчас не самых интеллигентных граждан и столь же страстно, как и за роялем, выплескивает эмоции в направлении футбольного поля. Вот только второе удается гораздо реже, чем первое. Концертный график музыканта расписан аж до 2011 года, на год не меньше 140—150-ти концертов приходится. А при таком раскладе отдых тоже лишь по расписанию возможен.

— Я, действительно, страшный фанат московского «Спартака». С 83-го года слежу за их результатами, веду статистику, кто когда забивал. Приехав в Москву, ходил на каждый их домашний матч, для меня это всегда было огромным событием. Я обычно приезжал за три часа до начала, встречался с другими болельщиками, мы обсуждали перипетии игры. У меня имелась вся необходимая атрибутика: шарфы, мячи, футболки с автографами наших кумиров. Потом я уже начал выезжать и на гостевые матчи. Как в Петербург, так и за границу. Например, на финал Лиги чемпионов и Кубка УЕФА. Брал специальные туры и ездил. Сегодня это сделать, конечно, сложнее. Хотя недавно мне и вручили абонемент в специальную VIP-ложу, но я так посчитал, что в этом году смогу побывать лишь на двух домашних матчах. Очень жаль. Ведь несмотря на то, что сейчас «Спартак» не в лучшей форме, я по-прежнему с ним. Ведь настоящий болельщик проявляется не только в годы триумфа, а, прежде всего, именно тогда, когда команда переживает не самые удачные времена. Поэтому Лужники для меня — это святое место. Я и сам сюда играть ходил, когда учился, у нас была своя команда.

Вообще досуговый график у меня тогда строился так: футбол — театр — концерты. Любовь к театру мне привили родители. Я вырос за кулисами Иркутского драмтеатра имени Охлопкова, где работал мой папа. В дальнейшем эта волшебная атмосфера, которой я был напитан в детстве, очень помогала мне в творчестве. А здесь, в Москве, я ходил в театры сам. Очень любил Театр сатиры. Я ведь еще застал Андрея Миронова и помню, как он приезжал к нам, в Иркутск. Для меня это одна из самых знаменитых встреч в жизни. Когда он зашел в зал театрального училища, где и проходило мероприятие, я сразу понял и осознал, что это человек из абсолютно другого мира. Та аура, та энергия, что исходили от него, настолько отличались от всего того, к чему я привык. И не потому, что у него была мегапопулярность. Нет, дело не в этом. Просто зашел сам Андрей Миронов. Комментарии излишни. Это невозможно описать словами.

Еще я вспоминаю МХАТ, где Смоктуновский с Ефремовым играли Моцарта и Генделя. Театр «Современник». Кстати, был замечательный случай, когда театр приехал к нам в Иркутск на гастроли. Как сейчас помню, со спектаклем «Спеши делать добро». Вышла сама Галина Борисовна Волчек и сказала: «На этот спектакль детей мы не можем пустить». А я как раз был очень маленький. Потом, когда уже она стала ходить на мои концерты, и мы с ней познакомились, она смеялась: «Знала бы я, кого не пускала». На что я ей отвечал: «Спасибо огромное, что хоть сейчас пускаете!».

Чем пахнет Консерватория

Для него — первый раз в Консерваторию, что для других первый раз — в первый класс. Начало всех начал, всерьез и надолго. Знакомство с главной музыкальной Меккой Москвы произошло в самом нежном возрасте, когда Денис еще толком и не понимал, куда его привели родители. Но уже тогда на интуитивном уровне мальчик почувствовал, что соприкоснулся с чем-то по-настоящему значимым и великим. Поражало все, даже гардеробщицы и билетерши. Но это присказка, не сказка — сказка будет впереди. Большой зал Консерватории... И сегодня, оказываясь здесь, прославленный пианист, признанная звезда от классики Денис Мацуев, игравший в лучших залах мира, всякий раз не может справиться с волнением. Что уж говорить о провинциальном пареньке, впервые шагнувшем в этот волнующий мир большой музыки?

— Помню, меня до глубины души поразили портеры Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бетховена, Моцарта. А потом вышел играть Светланов, и я уже был в безумстве от внезапно нахлынувшего счастья. Мне так все нравилось. Я понимал, что это какой-то сказочный, необыкновенно притягательный мир. Но в то же время с тех пор рядом с Консерваторией у меня закрепилось слово «Святое». Я благодарен судьбе, что играю на этой сцене. Всегда вспоминаю те моменты, когда бывал здесь маленьким, и понимаю, что один из самых счастливых людей не свете.

— А чем пахнет Консерватория?

— О! Запах Большого зала Консерватории не сравним ни с чем. Я молю Бога, чтобы, когда через год там будут делать ремонт, он сохранился. Это не передать словами. Наверное, для того, чтобы его почувствовать, нужно очень сильно любить музыку. Это уникальный зал — такой акустики и, самое главное, такой ауры, нет ни в одном зале мира. Ведь аура — это именно то, чем отличаются залы современные от старых. Есть масса потрясающих современных залов, но когда ты входишь в них, ты не чувствуешь волнующей атмосферы, так как она там просто отсутствует. А вот когда заходишь в Большой зал Консерватории в Москве или в Большой зал Филармонии в Петербурге, выступаешь в Карнеги-холле в Нью-Йорке или в Альберт-холле в Лондоне, ты понимаешь, что там все намолено. Каждый клочок кулис и каждый метр сцены здесь пропитан историей, и ты сразу представляешь, кто тут играл до тебя. Все это не может не волновать...

— А где еще, помимо Консерватории, ваша музыкальная Москва?

— Да везде. На самом деле, для меня музыка — это не обязательно места, связанные с ней. Она постоянно звучит во мне: когда я сплю, лечу в самолете, говорю. Музыка всегда со мной.

Сибиряк — это диагноз

«Самолетный» образ жизни наш герой ведет уже больше десяти лет. вчера была Вена, сегодня Токио, завтра будет Вашингтон... Кто же вы, маэстро Мацуев? Американец? Европеец? Гражданин мира? Или все-таки москвич?

— У меня, конечно же, есть два дома: Иркутск и Москва. Первый я не могу выкинуть из своей жизни, потому что это мой родной город, где я прожил 15 лет. Но теперь уже большую часть жизни я посвятил Москве. Я отсюда никуда не уезжал и пережил разные годы. И не жалею об этом, так как люблю жить у себя дома, спать в своей кровати, люблю, чтобы тебе готовили родители, чтобы у тебя был уют. Этими редкими моментами «домашней» жизни я теперь очень дорожу. И когда стюардесса говорит: «Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Москва», мне почему-то становится спокойнее.

У нас с Москвой любовь с первого взгляда. Любовь взаимная. Это мой город. Но все же не могу сказать, что я москвич. За эти годы бесконечных гастролей я не стал ни нью-йоркцем, ни парижанином, ни лондонцем, ни москвичом. Потому что я сибиряк. А это диагноз, даже может быть, национальность. Сибиряк сибиряка видит издалека.

— Так что же для вас Москва?

— Это мой город, я здесь живу. И мне не безразлично, что здесь происходит. Мне, например, неприятно, что на дорогах пробки. Меня очень сильно задевает, когда грубят на улицах, не улыбаются. А раньше ведь были улыбки! Меня беспокоит, что среднее и старшее поколение постоянно должно думать о том, где провести досуг. Я еще застал время, когда на бульварах и в парках играли духовые оркестры, и пожилые люди приходили туда отдохнуть, потанцевать. Сегодня все это ушло, досуг возможен только за деньги. Меня угнетает, что сегодня парки перестали быть лицом города и ассоциируются исключительно с большим количеством молодежи с банками пива. Они забираются с ногами на скамейки и пьют. Это совершенно невыносимо. Раньше такого не было. Да, была московская шпана, шпана арбатская. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что творится сейчас. Кажется, даже хулиганы тогда были культурнее...

Все было по-другому. Взять то же метро. Ведь оно одно из самых красивейших в мире. И по архитектуре, и по своего рода мини-спектаклю. На мой взгляд, старые станции это просто мини-театры. Вспомните Площадь революции, Новослободскую... Но и там аура стала какая-то отталкивающая. А раньше у каждой станции был свой запах. Например, вся «серая» линия имела какой-то особый сладковатый запах. А от «Сокольников» до парка на метро — это уже совсем другой колорит. Я еще застал старые вагоны с мягкими желтыми креслами. А какое наслаждение я получал, слыша старую московскую речь! Я ехал в метро и ждал, когда объявят станцию. Таким правильным, протяжным, не комканным говором. Это было так приятно. К сожалению, сейчас так мало кто говорит. Да и обувь начищена не у всех (иронично улыбается)...

— Если сравнить дорогую нашу столицу с другими крупными городами, то как бы вы могли охарактеризовать Москву?

— Я убежден, что каждый мегаполис — это своя страсть, свои эмоции, свой темперамент. Сейчас в Москве совершенно сумасшедший градус темперамента — из-за той скорости, с которой нужно мыслить здесь, если ты занимаешься работой или творчеством. Обычный такой европейский или американский мегаполис. Вообще в любом большом городе сегодня потерялось ощущение спокойствия. Переходный период и у нас. Как это ни печально, но мы живем в рамках поголовной американизации. Но это не наше, мы не должны этому уподобиться. Ведь Москва — уникальный город. Так сложилось исторически. Поэтому мы должны прививать новым жителям города осознание того, что москвич — это что-то особенное.

Самое печальное то, что напрочь исчез запах московского романтизма. Да и вообще романтизм ушел из нашей жизни. Я, как человек очень романтичный, исполняющий романтическую музыку, довольно тяжело переживаю этот уход. Сегодня на лицо то, что в музыке называется атональность. Это когда нет гармонии — полный авангард. Сейчас у нас как раз период такого авангарда, но я уверен, что мы еще вернем и вернемся в романтическую историю. Мы так соскучились по этому! Желаю возвратиться всем в романтическое состояние души.

Мария Егорова, "Москвичка"


« назад