Рецензии на выступление Дениса Мацуева с Израильским филармоническим оркестром
Выступление Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты и Дениса Мацуева 20 мая в Концертном зале им.Чайковского вызвало множество публикаций в прессе. Газета «Ведомости» опубликовала следующую рецензию на концерт:Израильский филармонический оркестр в Москве: Радости в гостях у протоколаОфициальный визит Израильского филармонического оркестра не сулил ничего, кроме банальностей. Однако Зубину Мете и его подопечным все-таки удалось наполнить дежурное празднование соками жизниКонцерт был посвящен двадцатилетию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем и набит под завязку протоколом, конферансом и посторонними акциями, вплоть до анекдотических. Так, во втором отделении Зубин Мета на глазах у публики стал почетным членом Российской академии художеств: от имени Зураба Церетели и его коллег на дирижера были надеты лента, мантия и колпак. Ко всему на свете привыкший, Мета только пошутил, что обычно разделяет премии и звания со своими музыкантами, а тут не знает, что и делать, — он только попросил разрешения сходить за кулисы, чтобы снять священные одежды перед исполнением Седьмой симфонии Бетховена.Жертвой многословия стали бисы. В начале концерта меломаны предвкушали удовольствие, слыша, как кларнетист Евгений Егудин разминается сольной темой из увертюры Вебера «Оберон», но в итоге увертюра так и не прозвучала: Зубин Мета, видя, как затягивается концерт, еще в антракте решил, что бисов не будет. Два сольных биса, впрочем, сыграл Денис Мацуев в конце первого отделения — Прелюдию Рахманинова соль диез минор и фантазию Григория Гинзбурга на тему из «Севильского цирюльника», блеснув удалью в россыпи пассажей.Официальная афиша оригинальностью не блистала: увертюра «Эгмонт» и Седьмая симфония Бетховена, а между ними — Первый концерт Чайковского с Мацуевым-солистом. Но играли хорошо. Израильский филармонический — коллектив очень слаженный, о чем мы знаем еще по предыдущим гастролям, а Зубин Мета, руководящий им сорок четыре года, способен продирижировать всю музыку мира, не глядя в партитуру. Мацуев был в ударе, а за аккомпанемент ему беспокоиться не пришлось: Мета вел оркестр за молодым партнером как опытный игрок — гибко, смакуя диалог, поддавая жару и выкладывая очаровательные тонкости как на ладошке. Запомнился момент в первой части концерта, когда Мацуев после бурных арпеджий посадил смачный бас — у оркестра была пауза, но Мета все же подчеркнул этот бас жестом для общего удовольствия, словно ущипнув низкую струну (ведь начинал карьеру как контрабасист).Способность получать удовольствие от музыки, которую играешь в стопиццотый раз, — видовая черта больших дирижеров. Израильский филармонический оркестр это удовольствие явно разделял. Седьмую симфонию Бетховена провели, словно гарцуя на толстых ногах, — но совсем не по-немецки, ни по штрихам, ни по звуку. Брали Бетховена звучно и жарко, удвоив валторны, — но с приятными тонкостями у солистов на деревянных. К концу вечера в Концертном зале Чайковского установилась атмосфера дружбы и общей радости — так что, можно сказать, и политически концерт удался, пострадал один Оберон.Космополит, даром что индус, Зубин Мета вчера дирижирует в России за Италию (вспомним Дни итальянской культуры), сегодня за Израиль. В Италии пока нет, а в Израиле его сделали пожизненным дирижером — где такое видано? Но стабильность, видимо, ценят везде. Это когда-то оркестр создавали среди суровых кибуцев, веря лишь в прекрасное завтра. Теперь оркестр и народ его обрели. Наша страна и наш народ тоже. Золотая классика в здоровом организме — она нас и сближает.Автор Петр ПоспеловОригинал публикации находится здесь. В газете «Труд» вышла статья Сергея Бирюкова «В 75 потянуло на родину»:Израильский оркестр приехал в Москву как к себе домой.В Москве с единственным концертом выступил один из самых знаменитых симфонических оркестров мира – Израильский филармонический, которому в эти дни исполняется 75 лет. Для нас этот коллектив – не просто желанный гастролер, ведь 50 процентов его музыкантов – выходцы из бывшего СССР.Об этом рассказал перед концертом всемирно прославленный дирижер Зубин Мета, бессменно руководящий оркестром с 1969 года. Гастролям в столичном зале Чайковского был придан характер государственного визита: сцену украшали флаги России и Израиля, а в своем предваряющем слове израильский посол Дорит Голендер сказала о «потрясающем сотрудничестве с министерством культуры России и другими организациями, помогавшими устроить концертную поездку». А представитель Российской академии художеств вручил дирижеру диплом и мантию Почетного доктора РАХ. Неожиданно (вроде бы г-н Мета в изобразительных искусствах не так прославлен, как в музыкальном), но все равно приятно.Конечно, самый яркий пример «потрясающего сотрудничества» показали в этот вечер оркестр и наш известный пианист Денис Мацуев, сыгравшие Первый концерт Чайковского. Перед выходом на сцену Зубин Мета рассказал, что репетиции этого произведения словно вернули его на 30 лет назад, когда, находясь во главе Нью-Йоркского филармонического оркестра, он записал концерт с легендарным советским пианистом Эмилем Гилельсом. «На ту запись нам пришлось испрашивать разрешения у Госконцерта, – поделился дирижер. – Гилельс получил за нее 600 долларов, с финансовой точки зрения это было ужасно, но нас грела мысль, что мы помогли великому музыканту записать великое произведение».Мета признался, что впервые встретился с Денисом два года назад во Флоренции, играя Третий концерт Рахманинова. Российский музыкант так очаровал сердца всех оркестрантов, что с тех пор и Израильский филармонический, и сам Зубин Мета открыты для сотрудничества с ним.Чайковского музыканты сыграли действительно увлеченно, хотя временами не без лихой небрежности.Кроме того, в программу вечера вошли «Эгмонт» и Седьмая симфония Бетховена. В Бетховене израильтяне, как ни странно, подчеркнули не столько проломную эмоциональную силу, сколько немецкую упертость и методичную ритмичность. Нельзя сказать, что великого композитора этим активно принизили, но то, что поубавили его вселенской широты – для многих слушателей факт.»Оригинал публикации находится здесь. В «Российской газете» была опубликована статья Ирины Муравьевой "Люди, воспитанные без музыки, бесполезны для общества":В Москве выступил Израильский филармонический оркестрЗубин Мета: 50 лет меня связывает с коллективом оркестра нечто большее, чем творческое сотрудничество.Выступлению Израильских филармоников под руководством Зубина Меты в Концертном зале Чайковского придали государственный статус: в публике - дипломаты, со сцены - речи официальных лиц, государственные флаги на экранах. На сцене оркестр под запись телекамер исполнил сочинения Бетховена и Чайковского.Свой юбилейный 75-й сезон филармонический оркестр Израиля отмечает концертами по всему миру: московское выступление приурочили еще и к 20-летию восстановления дипломатических отношений между Россией и Израилем. Как заметил со сцены Михаил Швыдкой, история этого оркестра доказывает, что музыка выше политики, поскольку израильский оркестр по возрасту старше самого государства Израиль. С Россией же филармоников Израиля связывают не просто дружеские контакты: почти половина музыкантов оркестра - из "бывших" российских. И именно поэтому в звучании оркестра мгновенно распознается яркий, эмоционально заряженный "русский" звук струнных. Эмоциональная напряженность и полновесный оркестровый звук - фирменный почерк и маэстро Зубина Меты. Его подход к партитуре определяется не филигранной детализацией драматургии, а выстраиванием крупными блоками звукового массива, где медленно вызревающее крещендо преобразуется в плотную "кипящую" массу оркестра или неожиданные артикуляции выбивают на первый план отдельные тембры и мотивы.В Увертюре "Эгмонт", прозвучавшей в программе, Мета намеренно избежал бурного, мятущегося тона бетховенской музыки, спокойно разворачивая классическую ясность ее конструкции. В финале оркестр пришел в бурное движение, но звучал так плотно и напряженно, что поглощались даже возгласы труб и валторн. В Седьмой симфонии Бетховена маэстро сосредоточился на внутренней энергии звука, набирая грандиозные крещендо, "приближая" и "отдаляя" инструментальные группы, мягко "обновляя" звук через пиано. Во второй части таинственную красоту бетховенской "поступи" Мета собрал в строгий мерный шаг с воздушными струнными, а в финале симфонии развернул оркестр во всю динамическую мощь, и "интрига" здесь заключалась не в колористике тембров и тем, а в умении крепко держать эту мощь, лавину форте.И в этом смысле стиль Меты удачно скрестился с исполнительской манерой Дениса Мацуева, впервые выступившего с Израильскими филармониками и исполнившего Первый концерт Чайковского: мощно, парадно, с техническим шиком и ударной энергией, заставившей зал устраивать неуместные овации после каждой части концерта. Впрочем, израильским музыкантам во время исполнения пришлось выдерживать не только атаки аплодисментов московской публики, но и мобильные звонки, и оглушительный шум работающих камер. Конечно, это вряд ли повлияет на "дружбу и сотрудничество", но осадок остался. Оригинал публикации находится здесь.
« назад