"Audiophile audition" опубликовали рецензию на диск с концертами Шостаковича и Щедрина и оценили диск на 5 звезд

19 мая 2012

ШОСТАКОВИЧ: Концерты для фортепиано с оркестром №1 и №2; ЩЕДРИН: Концерт для фортепиано с оркестром № 5 – Денис Мацуев, Оркестр Мариинского Театра, Валерий Гергиев, лейбле Мариинский. SACD 0509, 73:32Превосходное сочетание двух несопоставимых композиторов, и потрясающее исполнение.

Это всего лишь моя вторая встреча с впечатляющим пианизмом Дениса Мацуева – первым был поразительный сольный концерт в Карнеги Холле на RCA. Его манера игры громоподобна в лучших традициях Болета и вместе с тем своей более тонкой стороной напоминает Горовица на вершине его поэтики. Концерты Шостаковича не дают раскрыться ни тому, ни другому, и за счет этого наблюдение за третьей стороной артиста становится еще более увлекательным. Ни один из этих концертов не решает судьбу пианиста – музыка просто не предназначена для освещения тех аспектов чистого пианизма, которые мы так часто ожидаем услышать в музыке другого рода. Это не значит, что Шостакович не в силах очаровать слушателя или вызвать в нем сильные переживания – напротив, в особенности его медленные фрагменты бывают на удивление сентиментальными, даже если мы чувствуем, что он обманывает нас. Но его фортепианная музыка в первую очередь служит его собственным специфическим идеалам композиции, и его цели на этом заканчиваются.Так напрасно ожидают от пианиста извлечения зрелищности из этой музыки. Вместо того, чтобы сфокусироваться на том, насколько умело он или она вплетает жесткую и отчасти второстепенную фортепианную партию в целое. Здесь действует странная стихия: рояль сам по себе не особенно привлекателен в своем отношении к целому; но целое, рояль и все остальное, производит потрясающий эффект. Оба произведения –  каждое из них ироническое и полное радостного томления – являются концертами высшего порядка и заслуживают более частого исполнения. Мацуев выполняет похвальную работу, и если я предпочитаю Бернстайна во втором концерте, то только из-за его примечательной связи с композитором и его понимания.Концерт Щедрина также представляет собой чудо: местами порывистый, с импрессионистской тонкостью и напоминающий Скрябина в своей способности обольстить с помощью минимальных средств и музыкального материала. Этот концерт нацелен на нечто гораздо большее, чем просто виртуозность, хотя элемент виртуозности здесь явственно присутствует. Здесь Мацуев получает больше возможностей для демонстрации своих романтических способностей, и он нисколько не разочаровывает.Стивен РиттерОригинал публикации находится здесь.


« назад